Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Не сидеть в засаде», а заниматься профилактикой антиконкурентных соглашений

Глава ФАС России Максим Шаскольский обозначил новый курс развития ведомства
«Не сидеть в засаде», а заниматься профилактикой антиконкурентных соглашений
Теги: #Антикоррупционный комплаенс #ФАС

Выступая на площадке Антимонопольного форума 2021, Максим Шаскольский озвучил идеологические принципы новой стратегии ФАС России. Так называемый «картельный подход» перестанет быть приоритетным в работе российских антимонопольщиков, уступив место «мягкой силе». Ведомство будет работать на упреждение нарушений, активно внедряя инструменты комплаенса.

– Что касается комплаенса, то это очень правильное направление. У нас задача – не сидеть в засаде и ждать, когда кто-нибудь ошибется, и радостно накидываться и «рубить в капусту» нарушителя, а именно предотвратить нарушение, – сказал Шаскольский. Важно, чтобы организации изучали позиции ведомства, обращались в ФАС России за консультацией и внедряли в свою работу антимонопольный комплаенс. От этого намного больше будет эффекта для экономики, чем от штрафов, которые не всегда можно взыскать.

Напомним, что на законодательном уровне инструмент комплаенса был закреплен в марте 2020 года. Процесс его внедрения предусмотрен Национальным планом развития конкуренции. На текущий момент все ФОИВ, ответственные за реализацию «дорожной карты» развития конкуренции, приняли акты об организации антимонопольного комплаенса.

Сложнее дело обстоит с госкорпорациями и коммерческим сектором, где наблюдается определенное сопротивление административным новшествам. Также продолжается дискуссия по поводу принудительного использования механизма комплаенса. Некоторые эксперты считают, что политика последовательного принуждения к прозрачности принесет экономике только пользу.

Характерную статистику по комплаенсу озвучил недавно руководитель Управления конкурентной политики и методологии закупок Аналитического центра при Правительстве РФ Павел Тихомиров.

По данным Тихомирова, анализ 20 крупных компаний, в том числе с госучастием, показывает, что комплаенс применяется только у 30%. При этом затраты на его внедрение превышают расходы на штрафы в связи со снижением объемов нарушений. У Норникеля, например, отметил Тихомиров, меры ответственности сократились на 99%.

Долгосрочность и объяснимость

В какой степени новая стратегия ФАС отразится на законодательной отрасли, пока не очевидно. Известно, что ранее Антимонопольная служба выступала инициатором ужесточения антикартельного законодательства. Теперь звучат другие прогнозы.

«ФАС откажется от расширения силовых антикартельных полномочий, которых добивался экс-глава службы Игорь Артемьев», – отмечает КоммерсантЪ по итогам Антимонопольного форума. Напомним, что пакет поправок, предполагающий расширение компетенций ФАС в области цифрового контроля, был направлен в Государственную Думу еще осенью 2019 года. После первого чтения он был отправлен на доработку. Законопроект вызвал критику со стороны некоторых субъектов рынка. В особенности, та часть, которая касалась дополнительных полномочий ФАС по истребованию персональных данных с мобильных устройств, а также расширения практики уголовного преследования за картельные сговоры. Довольно обширная и тщательно проработанная методика касается цифровых способов раскрытия картелей по совокупности косвенных признаков. Станет ли ФАС отказываться от цифровых новинок в раскрытии сговоров, покажет время.

Эффективные инструменты поддержки конкуренции в службе обещают сохранить и переориентировать их на новые цели. Максим Шаскольский назвал эти новые цели:

  1. Долгосрочность и объяснимость тех решений, которые принимаются в ФАС.
  2. Поиск баланса между интересами бизнеса и потребителей, диалог с другими федеральными органами власти.
  3. Содействие экономическому росту.

– Результатом принимаемых нами мер должны стать создание рабочих мест и новые инвестиции, – подчеркнул глава ФАС. – Мне бы хотелось увидеть результаты той работы, которую мы сейчас делаем: построенные дороги, порты, аэропорты, больницы, поликлиники, школы, транспортные развязки. Когда все это воплотится, то будет понимание того, что мы свою часть внесли в этот результат.

Тарифная справедливость

Особой программной задачей ФАС является настройка тарифного регулирования, в частности – переход к долгосрочной тарифной политике, которая улучшит самочувствие производящих отраслей национальной экономики.

– Мы сдерживаем темпы изменения тарифов, рост тарифов должен быть по принципу инфляция минус. В тарифной политике мы сконцентрируемся на внедрении эталонов, долгосрочных тарифов, цифровизации отрасли, сдерживании темпов изменения тарифов в пределах инфляции.

Также Максим Шаскольский подчеркнул, что у Российской Федерации свой путь в области тарифной политики, на котором она остается прежде всего социальным государством.

–  Мы изучали тарифы на электроэнергию по всему миру. У нас самые низкие тарифы (не считая Казахстана). Причем, у нас у населения низкие тарифы, у промышленности они высокие. В большинстве стран наоборот: население имеет высокие тарифы, а промышленность – самые низкие.

Наследство Пятого пакета

Лейтмотивом новой стратегии ФАС России,  а также фокусной темой прошедшего форума стало противодействие цифровым эко-системам в контексте антимонопольного права:

– Цифровые платформы начинают воздействовать на традиционные рынки, передавая данные о потребителях, собранные онлайн. «Пятый антимонопольные пакет» направлен на решение этих рисков, – заявил Шаскольский.

Из этого следует, что развитие электронных методов регулирования в рамках ФАС, скорее всего, продолжится, и в вопросах технической трансформации антимонопольная служба останется преемником предложенного Госдуме законопроекта.

Одновременно в ФАС дали понять, что централизация данных является угрозой только в руках коммерческих структур. Для корректной работы государства инструменты цифровизации являются максимально востребованными и полезными.

Приватизация – стоп

Максим Шаскольский, четко обозначил позицию ФАС по поводу сокращения доли государства в экономике. По мнению главы  ведомства, существуют критически важные секторы экономики, в которых невозможно без госмонополий.  Кроме того, они способствуют балансу интересов участников рынка и потребителей.

– Специфика, видимо, у нас такая, что в сферах, где очень большая концентрация капитала, где есть большие денежные потоки, присутствие государства обязательно, потому что государство обеспечивает защиту интересов потребителей, несет за это ответственность, – заявил он.

Подчеркнем, что эта логика является общемировым трендом. Все высокоразвитые экономики мира сворачивают механизмы либерализации рынка в наукоемких отраслях промышленности, энергетике, сфере биологической безопасности. Локомотивом экономического роста становятся долгосрочные целевые программы с элементами государственного планирования.

– В таких секторах как энергетика, инфраструктура, транспорт, частично, может быть, банковской сфере, действительно, работают государственные компании, работают успешно, создавая интересные, ведущие, может быть, даже продукты, сервисы для потребителей. Поэтому если вы мне скажете, зачем в такой ситуации бороться с ними, я над этим подумаю, – сказал Шаскольский в ходе выступления на «Антимонопольном форуме-2021». Оказалось, что качество, эффективность работы предприятий определяется не формой собственности, а качеством управления и качеством менеджмента. Получилось так, что во многих секторах государство, государственные компании, во-первых, они между собой конкурируют, а во-вторых, они обеспечили наилучший сервис и надежность работы для потребителей.

Автор: Андрей Троянский

20 февраля 2021, 13:30
520
Теги: #Антикоррупционный комплаенс #ФАС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.