Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Москва хочет сократить популяцию посредников – где реальные поставщики?

"Виртуальных" участников контракта обвиняют в издержках и росте цен
Москва хочет сократить популяцию посредников – где реальные поставщики?
Теги: #Бизнес #Госзаказ #Конкуренция #Перекупщики

В рамках Дней Московской конкуренции в ноябре был представлен оригинальный механизм приглашения к госзаказу под названием «Публичное представление закупок».

Москва хочет дать возможность именно функционерам реальной (производящей) экономики выйти на контрактный рынок. Зачем же государственные заказы надо «представлять», если они и так представлены в информационной системе закупок? Проблема в том, что реальный бизнес боится работать с государственным заказом.

Под «реальными» производителями понимаются организации, способные самостоятельно исполнить условия контракта, которые имеют трудовые и материальные ресурсы, опыт, хорошую деловую репутацию. Но, вот парадокс: согласно озвученной статистике, в настоящий момент их участвует в торгах всего лишь 6%. Кто тогда остальные 94%? Может быть в России уже окончательно убито производство, и все товары приходится закупать в КНР?

Нет, почти в каждой отрасли народного хозяйства есть производители, которые потенциально готовы принять участие в торгах. Кто же им мешает, и виноваты ли в этом феномене только посредники, перенасытившие рынок?

В правительстве Москвы надеются, что «Публичное представление» закупок поможет привлечь к торгам больше добросовестных производителей. Параллельно должен осуществляться процесс сокращения посредников при помощи законодательных ограничений.

Однако посредники бывают не только плохими, но и добросовестными. Кроме того, есть подозрение, что сам реальный бизнес пользуется их услугами, чтобы защититься от финансового давления властей, штрафов, налогового бремени и т.д.

Специально для ЦЗ руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев пояснил, что под посредниками имеются в виду организации, которые самостоятельно в рамках госконтракта не выполняют работу или поставку товара, а лишь имитируют контрактную активность,  осуществляя только функцию участия в торгах и заключения контракта. Далее за определенный процент они «перепродают» реальным производителям возможность исполнения выигранного  контракта.

Также, к числу откровенных паразитов контрактной системы относятся те, компании, которые преследуют цель лишь сорвать торги; либо наоборот, сохранить нормальное течение закупки в обмен на определенную оплату потенциальными участниками таких торгов. В их числе и картели, когда участники подают заявки, но не принимают участие, с целью удержания цен. Если устранить из закупки такого посредника, то заказчик получит более выгодную цену контракта, чем сэкономит бюджетные средства.

По словам Дегтева, слабым звеном контрактной системы является не сам факт существования  посредников, а  недобросовестное поведении компаний, работающих в посредническом формате.

Евгений Данчиков, министр правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы также нелестно отозвался о посредниках.

По его словам, посредники создают проблемы для здоровой конкуренции, поскольку у них нет серьезных обязательств.

Вокруг этого утверждения можно подискутировать, ведь юридически ответственной стороной по контракту, в случае победы, выступает как раз-таки посредник, соответственно штрафы, пени и попадание в реестр недобросовестных поставщиков грозят непосредственно ему. Возможно у производителя, на данный момент, цена низкая, именно потому что он не замораживает денежные средства на обеспечения заявок, контракта и гарантийных обязательств, не тратится на приобретение банковских гарантий по таким обеспечениям, не закладывает в стоимость контракта те штрафы и пени, которые предусмотрены государственным контрактом.

Прямой диалог спасет госзаказ

«Публичное представление закупок» даст бизнесу возможность устранить возможные ограничения еще до публикации закупки, в государственный заказ пойдут реальные производители. Заказчик должен обосновать свою позицию, приведя в доказательство расчеты, объясняющие как образовалась цена контракта и появились те или иные условия в техническом задании.

В свою очередь, поставщику это даст возможность просчитать свои затраты по контракту и реально оценить свои силы для участия в торгах, и соответственно не оказаться, по незнанию или невнимательности, в числе недобросовестных поставщиков,  подготовить качественно заявку.

Ранее бытовало мнение о том, что рынок госзакупок Москвы закрыт для регионов. Общественное обсуждение развеяло этот миф, и по результатам таких диалогов между бизнесом и заказчиком на торги выходят более трех-четырех участников, в том числе из регионов России. Постоянный диалог с бизнесом строится не только на основе разовых встреч, но и на внедрении такого инструмента как «Цифровизация». Это, в том числе, и рассылка о закупках всем потенциальным участникам и размещение в публичный доступ типовой документации, а в случае получения замечаний в отношении каких-либо ее положений от участников, внесение в такую документацию изменений.

Автор: Ирина Чуева

29 ноября 2019, 18:19
978
Теги: #Бизнес #Госзаказ #Конкуренция #Перекупщики
Автор: Ирина Чуева

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.