Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

К новой Стратегии развития МСП до 2036 года

Как обеспечить «долгожительство» малых и средних компаний?
К новой Стратегии развития МСП до 2036 года
Теги: #Бизнес #Корпорация МСП

Как обеспечить «долгожительство» малых и средних компаний? Одно из значимых событий декабря – заседание Общественного совета федерального проекта «Предпринимательство», которое прошло в центральном офисе «ОПОРЫ РОССИИ».

Принято решение заглянуть в будущее – еще дальше на шесть лет. Дело в том, что прежняя стратегия развития МСП до 2030 года разрабатывалась и принималась в совершенно другой политической реальности в 2018 году. Многое устарело, а кое-что оказалось невыполнимым.

Современные вызовы требуют более смелых стратегических решений. Значит, нет смысла ждать: нужно пробовать развиваться другими методами, применяя весь новый инструментарий управления, появившийся в распоряжении у государства и коммерческого сектора за последние два года.

Некоторые слабые места удалось выявить благодаря аналитическому исследованию Единой России, в котором приняли участие эксперты ОПОРЫ, Торгово-промышленной палаты, Корпорации МСП, Сбера и других отраслевых объединений бизнеса.

Александр Калинин, президент «ОПОРЫ РОССИИ»:

– Зафиксированы не только достижения, исследование подсвечивает аспекты, которые не удалось пока выполнить. Это задачи по недоступности заемных финансовых средств, дефициту кадров, проблемы с получением поддержки.

Президент ОПОРЫ рассказал, о том каких показателей не удалось достичь, хотя есть положительная динамика:

▪ Вклад МСП в ВВП — показатель, закрепленный в действующей стратегии, не выполнен. Несмотря на то, что вклад бизнеса в ВВП страны растет в числовом значении (с 18,9 до 30 трлн рублей), в процентном соотношении он с 2018 года колеблется в пределах 20,5%.

▪ 97% субъектов МСП — это микробизнес. Да, наблюдается положительная динамика в росте числа субъектов малого и среднего бизнеса, если сравнивать данные из Единого реестра МСП. Например, за период с 10 декабря 2022 года по 10 декабря 2023 года — это 5,7%. Но основная проблема в том, что микробизнес, который и есть основной массив МСП, не доживает до трех лет.

▪ Не достигнут показатель по доли предприятий обрабатывающей промышленности в обороте. Сейчас — 13,5%, а к 2030 году должно быть 20%.

▪ Недоступность заемных финансовых средств, дефицит кадров, проблемы с получением мер поддержки, а также избыточные требования к отчетности и задержки платежей со стороны заказчиков остаются наиболее значимыми вызовами и проблемами для МСП.

Долголетие бизнес-проектов

Из вышеуказанного вырисовывается ключевая цель на ближайшие десять лет – рост продолжительности жизни предприятий, увеличение их оборота.

Если правительство пойдет навстречу ОПОРЕ и действительно решится поставить такую задачу во главу угла, тогда придется отказаться от привычной логики пассивного регулирования. До сих пор политика поддержки малого и среднего бизнеса в России сводилась только к созданию благоприятной среды. Все остальное трактовалось как вмешательство в рынок. Однако опыт развитых экономик Юго-Восточной Азии доказывает, что бурного роста малых и средних предприятий можно добиваться через государственное проектирование промышленной кооперации. Рынок от этого ничуть не страдает, а наоборот – цветет и набирает ход.

Чтобы компании МСП жили долго и счастливо, нужно утверждать долгосрочные бизнес-планы, включающие этапы их выращивания, инструменты финансового сопровождения, нормирование производственных затрат, обеспечение гарантированным спросом. А еще со стороны государства и госкорпораций, которые составляют его промышленную мощь, нужны осмысленные макроэкономические программы. Матрица рынка с понятными расчетами: какую долю отраслевого сбыта готовы отдать под кооперацию крупных предприятий с МСП; какая доля спроса обеспечивается государственным заказом; какое место в отдельно взятой отраслевой цепочке отводится наукоемкой продукции и внедрению новых технологий. Ничего похожего в Российской Федерации пока не практиковалось.

Финансовое обеспечение

Вторая проблема, выделенная «ОПОРОЙ РОССИИ», – недоступность заемных финансовых средств в связи с удорожанием кредитов. Опубликован очередной «Индекс ОПОРЫ RSBI» за ноябрь. Исследование показывает относительно устойчивую динамику кредитования бизнеса и инвестиций в основной капитал – даже несмотря на резкое повышение ключевой ставки ЦБ. Но есть нюансы, незаметные на первый взгляд.

Объясняет Александр Калинин:

– О высоком уровне доступности заемного финансирования говорит Компонента «Кредиты», но все не так просто: спрос на кредитование снижается (сейчас 66% предпринимателей указывают, что не нуждаются в заемном финансировании). Компонента «Инвестиции» все еще находится в зоне активного роста, но опустилась до минимальных значений с начала года. Влияние оказало фактическое ухудшение показателей: дело в том, что только 19% (-2 процента) опрошенных расширяли бизнес, а 8% — вовсе сократили вложения в свои производства.

Также согласно «Индексу ОПОРЫ RSBI» продолжает снижаться компонента «Продажи». Она достигла минимума за последние 8 месяцев. Нет оснований полагать, что ситуация со сбытом улучшится. Рост выручки отметили только 18% предприятий (-2 пункта за месяц) — это минимальное значение с мая.

В правительстве чувствуют угрозу, возникшую в результате ужесточения денежно-кредитной политики, и прорабатывают компромиссные решения.  Так, Минэкономразвития готовит механизм хеджирования процентных рисков для бизнеса в условиях резкого повышения ключевой ставки ЦБ. Идея состоит в том, чтобы компенсировать предпринимателям разницу между фактическим значением ключевой ставки и неким базовым уровнем, который определит государство. Инициатива стала реакцией на обращения компаний, имеющих кредиты с плавающими ставками. Предполагается, что претендовать на льготу смогут приоритетные проекты, обладающие критически важным значением для экономики. По каким критериям их будут отбирать, пока не понятно. Еще более трудный вопрос: на каких юридических основаниях власти собираются заставить банки пересматривать уже заключенные договоры?

Решением проблемы финансового голода на системной основе занимается Корпорация МСП, у которой есть адресные инструменты льготного кредитования. Они позволяют держать актуальные ставки по программам кредитования:

  • Совмещенная программа льготного инвестиционного кредитования «ПСК+1764» для среднего бизнеса — 7,5%, для малых и микропредприятий — до 9%.
  • Кредит на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств 3% для высокотехнологичных компаний МСП.
  • Льготный лизинг по программе «Приоритет +» для микро- и малых предприятий из сферы обрабатывающих производств: (6% на российское оборудование, 8% на иностранное).

Согласно статистике за 2023 год поддержку Корпорации МСП получил каждый 12-й предприниматель.

– При этом наш анализ показывает, что компании, получившие господдержку по линии Корпорации, показывают прирост дохода на 19%. А МСП без господдержки смогли получить рост дохода только на 6%, – отмечает генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Недавно Банк России принял решение увеличить с 9 января 2024 года совокупный лимит по механизму поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства с 288,3 до 320 млрд рублей. Это не спасет всех желающих, но поможет удержаться на плаву тем, кто уже нашел себя в производстве и обеспечен устойчивым спросом.

Риск-ориентированный контроль

Одним из направлений поддержки бизнеса, на котором удалось действительно переломить ситуацию в лучшую сторону – это проверки и контрольная бюрократия. Во-первых, мораторий на проверки бизнеса продлен до 2025 года.

Во-вторых, в декабре Правительством была утверждена новая Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности.

Ее базовый принцип – внедрение риск-ориентированного подхода. Поэтапный переход к новой системе взаимоотношений бизнеса и государства, проверять будут только тот бизнес, где есть высокая вероятность нарушений.

Корпорация МСП отмечает уже реализованные достижения:

  1. Все контрольные (надзорные) мероприятия публикуются в специальном едином реестре.
  2. Контролеры не имеют права проводить проверку, если заранее не внесли её в реестр.
  3. Отслеживать информацию о предстоящих проверках и обжаловать решения надзорных органов предприниматели могут через Госуслуги.

Что нового появится

  • Будут созданы «калькуляторы рисков» для расчета категории риска и возможности её изменения.
  • В личных кабинетах появятся новые функции и сервисы для взаимодействия с КНО.
  • Будет создан сервис самообследования для самостоятельной оценки с возможностью подачи декларации о соблюдении обязательных требований.
  • Уже существующее мобильное приложение «Инспектор» будет дорабатываться, чтобы можно было и с помощью него подтверждать устранение нарушений.
  • Будут реализовываться специальные образовательные программы для повышения квалификации инспекторов.

Автор: Андрей Троянский

27 декабря 2023, 23:10
463
Теги: #Бизнес #Корпорация МСП

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.