Президентом России поставлена задача создать на территориях опережающего развития более привлекательные условия для работы бизнеса, чем за рубежом. В глобальном смысле, это поручение задает планку для всех преференциальных режимов для промышленности, а не только для ТОРов.
Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России совместно с властями субъектов реализует программу строительства технопарков и промышленных кластеров, в том числе межрегиональных. В фокусе трансмаш, химпром, микроэлектроника, станкострой, сельхозмашиностроение…
Одним из важных достижений законодательства стала государственная стандартизация технопарков. Эту работу пришлось проводить с долей сопротивления административного аппарата на местах. Поскольку четко определенный статус позволяет Счетной палате и другим контролирующим органам проверять эффективность затраченных ресурсов и их соответствие заявленным успехам.
До начала 2024 года не было внятного нормативного определения, что такое технопарк. Это не просто некое помещение и площадь, а обязательный набор инфраструктуры, управляющая компания, обладающая четко регламентированным функционалом. Это инженерно-правовая экосистема, которая оказывает поддержку проектам на каждом этапе жизненного цикла. Легенда звучит так: это место, куда предприниматель приходит с идеей и выходит с готовым бизнесом. При этом, государство на каждой ступени реализации осуществляет сопровождение и поддержку.
Функционал, затратный как для федерального бюджета, так и для субъектового. Однако и в Азии, и на Западе все прекрасно понимают, что технопарки – это проводящая инфраструктура, обеспечивающая внедрение результатов научно-технической работы в экономику.
На первый взгляд, выгода субъекта РФ в создании технопарка обусловлена самой правовой логикой. Объем привлеченных инвестиций является одним из главных KPI по которым оценивается профпригодность губернатора. Однако по многим другим параметрам история с технопарками входит в противоречие с административным укладом Российской Федерации. Прежде всего, из-за рассинхрона рыночных и плановых процессов.
Есть медианная общемировая практика, из которой следует, что создание технопарка занимает от 6 до 10 лет, а его вывод на проектную мощность – от 30 до 60 лет. Срок полезной деятельности губернатора составляет порядка 5-10 лет. Большую часть внимания на этом отрезке забирают первоочередные энергозатратные задачи. А работа с отложенным эффектом выглядит нерентабельной. Сытнее и спокойней (*в смысле рисков и ответственности) работать в режиме «экономика трубы». То есть, заниматься транзитным бизнесом: где самое сложное производство не заходит дальше отверточной крупноузловой сборки, ритейлерскими складами, параллельным импортом и сферой услуг. А если всю эту потемкинскую деревню строем загнать на площадку и красиво оформить слайдами с отчетами, покрасить бордюры, провести фотосессию, то можно даже выдать все за технопарк. И поверят. К тому же, еще при своей политической жизни чиновник увидит, сколько затрачено и сколько вернулось арендных платежей. Увы, это психология ларечника из святых девяностых.
Андрей Шпиленко, заместитель председателя правительства Омской области:
– Кратковременный подход к экономическому развитию ужасен. Только отдельные губернаторы осознают, что они «государственные мужи», и что они должны оставлять после себя инфраструктуру, которая позволит молодежи оставаться на своей земле, а бизнесу прикладывать свои силы к ее развитию, к приумножению ее благополучия.
Созидательная экономика отличается от экономики временщика, выжимающего ресурс. Между приумножением активов и их примитивной эксплуатацией есть огромная разница.
Именно эту созидательную идеологию ставит в приоритет отраслевой союз под названием Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России (АКИТ РФ)
На протяжение двух лет проводится процедура аккредитации технопарков по широкому перечню критериев: от наличия определенной инфраструктуры, необходимой для коммерциализации инвестпроектов, заканчивая набором программ, обязательных для технопарка.
Парадокс в том, что как только было объявлено о проведении аккредитации, число технопарков начало резко падать. На текущий момент организаций, называющих себя этим термином, 76 на всю страну. И всего лишь девять регионов подали заявки на аккредитацию. Причина банальна – у большинства самолепных технопарков нет обязательных условий для созидательного, производственного развития. Кто-то еще не успел развиться до нужного уровня, а кто-то изначально был потемкинской деревней.
АКИТ приглашает молодых предпринимателей и стартапы локализоваться именно в тех регионах, где действительно создана проводящая инфраструктура и условия для развития бизнеса. Это: «Академгородок» (Новосибирск), «Алабуга» (Татарстан), АУ «Технопарк-Мордовия», ПОЭЗ «Ульяновск», «Югорский межрегиональный кластер промышленного нефтесервисного инжиниринга» (ХМАО), «Жигулевская долина» (Самара), «Саров».
Вот перечень технопарков, которые не на словах, а на деле предоставляют полный комплекс услуг, направленных на коммерциализацию инновационных проектов.
Огромным шагом вперед для государственно-частного партнерства стало утверждение регионального инвестиционного стандарта. Это вроде линейки для измерения реальных экономических достижений отдельно взятого субъекта РФ.
Проект, разработан Агентством стратегических инициатив (АСИ). Стандарт включает в себя своеобразный программный код: 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами.
Еще более важным шагом стало решение главы государства о возврате регионам средств, затраченных на создание технопарков. Это решение заземляется в постановлении Правительства РФ №1119. Работа по стандартизации требований к технопаркам пошла гораздо лучше именно после того, как дело запахло реальными бюджетными процессами. Сразу после поручения Президента Ассоциация технопарков, кластеров и ОЭЗ совместно с Минэком и Минпромторгом подготовили аналитический отчет о жизнедеятельности всей многообразной и разношерстной кухни особых промзон страны. Контрольному управлению Президента РФ сообщили, что в стране до сих пор не было министерства, ответственного за эту сферу экономики, и законодательства, которое бы ее регулировало. После этого дело сдвинулось с мертвой точки.
Государство родило классификацию:
- Есть технопарки в сфере высоких технологий – ответственным за которые назначили Минсвязи и массовых коммуникаций.
- Есть промышленные технопарки – за развитие и эффективность которых отвечает Минпромторг.
- Есть все остальное разнообразие видов и гибридов, вписываемое в понятие индустриальный парк (коммерческая история с неизвестным концом).
Первая разновидность ближе к чистым венчурным проектам и подразумевают жизненный цикл по сценарию: «идея – упаковка – НИОКР».
Промышленные технопарки не работают с идеей. Они априори предназначены для мелкосерийного выпуска, для создания опытных образцов. Они должны располагать инжиниринговыми центрами и центрами прототипирования изделий. Промышленный технопарк подразумевает зашитый в него механизм серийного воплощения новых проектов.
Популярная «Кремниевая долина» в США развивалась естественным путем, питаясь финансами не от Стенфордского университета, а от оборонных заказов, на средства от исследований в интересах военно-морского флота и NASA. Возникла критическая масса инвестиций и средств производства – благодаря которой за 50 лет долина выросла в самодостаточный генератор проектов. Страны Азаиатско-Тихоокеанского региона, понимая, что у них нет полувековой дорожки для разгона, решили придумать форсированные механизмы запуска аналогичных площадок развития бизнеса. Опыт кремниевой долины был внимательно изучен и интерпретирован в ускоренные сценарии – экономические заповедники, где государство концентрировало инженерные, кадровые и финансовые ресурсы, дешевые кредиты, давало налоговые преференции. Только так можно создать условия для снижения издержек производственного бизнеса.
Сегодняшняя российская концепция промышленного технопарка соответствует именно такой идеологии. В руках Минпромторга мощный инструмент развития национальной экономики.
Автор Андрей Троянский
Комментариев пока нет