Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Льготный лизинг в обход кредитного голода

Российская промышленность осваивает продуктивную стратегию выживания в условиях хронического недофинансирования
Льготный лизинг в обход кредитного голода
Теги: #льготные кредиты #Машиностроение

Механизмы льготного лизинга получили зеленый свет и открытое распространение в России относительно недавно и еще не успели стать массовой практикой. Однако «телега» сдвинулась с мертвой точки и уже есть высокий спрос и продуктивные результаты. В Минпромторге на этот универсальный финансовый инструмент возлагают особые надежды. Когда государство докапитализирует лизинговые компании по низким ставкам (2,5%-5%), это создает дополнительные стимулы для сбыта сложной промышленной продукции. Помимо притока не спекулятивных денег в реальную экономику механизм позволяет решить еще одну важнейшую задачу – создавать продукты с заданными техническими и ценовыми характеристиками под нужды заказчика.

Поддержка на плаву

Лизинг с государственным софинансированием стал наиболее востребованным механизмом для реализации проектов по строительству на отечественных верфях современного транспортного флота. Минпромторг намерен привлечь 108 млрд рублей для приобретения судов в лизинг до 2030 года.

  • С 2016 года АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) инвестировала в строительство судов по государственным программам 34,4 млрд рублей, в том числе 21,5 млрд рублей бюджетных средств. Общий планируемый объем инвестиций составляет 36,3 млрд руб. За прошедшее время ГТЛК законтрактовала 29 судов, из которых 11 уже передано в некоммерческий лизинг судовладельцам.

Как отметил на недавнем совещании в Правительстве сенатор Константин Долгов, судостроительная отрасль аккумулирует большой научно-технический и производственный потенциал, придает импульс технологического развития целому ряду смежных отраслей.

Чтобы заставить двигаться промышленный конвейер с огромным мультипликативным эффектом – лучше всего действовать от обратного. То есть, от готового высокотехнологичного продукта, инвестируя в него деньги, которые могут быть потрачены, в том числе и на модернизацию и наращивание производственных мощностей. В судостроении действует широкий ряд мер поддержки субсидиарного характера, в том числе на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, субсидии на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию. «В части обновления рыболовецкого флота продолжает действовать механизм так называемой «квоты под киль»,  – подчеркнул Константин Долгов.

Деньги сельской механизации

Еще более важное промышленное значение механизмы льготного лизинга имеют для российского агрокомплекса и строительства. Эта модель позволяет предоставлять преференции отечественным машиностроителям. В текущем году крупнейший институт технологического кредитования агрокомплекса «Росагролизинг» инвестировал в развитие АПК 43 млрд рублей. Рынок растет вместе с конвейером российских заводов. Годом ранее фонд инвестировали 38,5 млрд рублей. Запущена дополнительная спецпрограмма «Раннее бронирование», благодаря которой поступили заявки на приобретение более 1000 единиц техники общей стоимостью свыше 6 млрд рублей. Акция позволит сельхозтоваропроизводителям приобрести технику на следующий сезон по фиксированной цене текущего года, а производителям — запланировать производство, чтобы для агрария приобретение техники прошло «бесшовно». По данным Росагролизинга, наибольшим спросом в рамках льготных программ пользуется автотехника — 29% от общего объема поставок, среди которой почти вся техника производства ПАО «КамАЗ», а также тракторы — 22%, где преобладают машины Петербургского тракторного завода и Минского тракторного завода.

Развитие льготного лизинга – это инструмент борьбы за импортозамещенный сбыт на внутреннем рынке. Конкуренция между современными поставщиками происходит не только в области качества и функционала машин. За потенциального потребителя сегодня соревнуются прилагаемые к технике платформы агроменджмента и цифровизации хозяйств, комплексы сервисных технические услуг (ремонт, поставка запчастей) и даже финансовые механизмы сопровождения продукции. В последнем российская сторона сильно уступает своим зарубежным конкурентам.

Исчерпывающе обрисовал проблемы кредитно-денежной политики в агрокомплексе председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, председатель Совета директоров ПАО «Ростсельмаш» Константин Бабкин:

– В мире вся сельхозтехника продается в кредит. И наши зарубежные коллеги предлагают ее с большой отсрочкой, порядка 10 лет. Если мы берем в банке рублевый кредит под 10% (а крестьянин реально и под 15 процентов), то за 10 лет должны отдать три стоимости комбайна или другого вида оборудования российского производства. А если аграрий берет западное оборудование, которое ему предлагают в кредит под 0,02% годовых, то он за десять лет просто отдает одну стоимость этой машины.

Возвратный лизинг оборудования идет в наукоемкую промзону

Инструменты льготного лизинга крайне востребованы в наукоемком промышленном производстве. В Башкортостане поставили на конвейер программу льготного лизинга оборудования, которой могут пользоваться и частные предприниматели, и промышленные предприятия.

Поддержка осуществляется по схеме возвратного лизинга. В рамках операции лизингополучатель одновременно выступает продавцом лизингового имущества, с оговоркой, что по условиям программы льготного лизинга на момент совершения сделки оборудование является новым, не вводившимся в эксплуатацию. По окончании срока действия договора лизинга и планового погашения обязательств оборудование возвращается в собственность лизингополучателю. Схема позволяет предпринимателям и предприятиям восполнить потребность в свободных оборотных средствах, получить дополнительную выгоду от применения льготной процентной ставки и преимуществ лизингового финансирования. Наиболее востребованной и перспективной такая схема является для наукоемких дискретных производств, для небольших технологических стартапов.

Так, например, в августе 2021 года операцией возвратного лизинга воспользовалась компания ООО «ЕСМ». Предприятие является разработчиком и производителем высокотехнологичных электрохимических станков для прецизионной обработки и изготовления деталей из металлов, сплавов, металлокерамики и наноструктурированных материалов. Возникла задача освоения новых технологий для производства лопаток газотурбинных двигателей. Возвратный лизинг позволит компании уже в этом году отработать прорывные технологии и предложить их предприятиям двигателестроения по всей России. Важно, что в этой модели реализуются венчурные, по своей сути, инвестиции, участия в которых стабильно избегают коммерческие банки.

Интерес представляет не только сам инвестиционный механизм, но и высокая мотивация региональных и муниципальных властей. Регион кровно заинтересован в развитии подобных финансовых институтов – они повышают доходность местного бюджета, создают занятость, являются достоверным критерием эффективности управленческого аппарата.

Оператором системы является АО «Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан», а ее учредителями – АО «Корпорация «МСП» (с долей 75% в уставном капитале) и Республика Башкортостан (25%). Проект реализуется под брендом национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Наверняка новый финансовый инструмент пригодится не только малому бизнесу.

Производители высокотехнологичной продукции в РФ сталкиваются с теми же самыми трудностями, что и их коллеги в сегменте национальной агротехники. Они проигрывают конкуренцию, прежде всего не в качестве, а в области сервиса и финансовых услуг.

Так, отечественный производитель наукоемкой продукции, например, станков, программно-аппаратных комплексов или робототехники проигрывает потенциальный сбыт уже по условиям поставки, которые может предложить иностранный производитель. Если у него заключен контракт с потребителем, то иностранный банк под этот контракт выдает кредит (под 1-2% годовых – в Европе, под 0,01% годовых – в Японии). Причем, когда станок изготовлен, иностранный производитель может давать еще и рассрочку российскому покупателю на три, пять, а иногда на семь лет. И потребителю действительно это выгодно –  оплатить 20% от суммы, а остальное выплатить под 2-3% за пять лет.

В России кредиты (в лучшем случае) выдаются предприятиям на год под 20-22% годовых. Под 15% дают только крупным компаниям с большими залогами. К примеру, если нужен кредит в 100 млн рублей, то необходимо обеспечить залог в 300 млн рублей. Получается,  для изготовления одного станка надо заложить половину имущественного комплекса предприятия.

Естественно, что при таких условиях любые уцелевшие в стране высокие технологии «уплывают» под контроль иностранных корпораций, а индустриальный сектор перебивается штучными заказами без шансов занять хотя бы часть внутреннего рынка.

Развитие льготного лизинга может вдохнуть жизнь в цеха. Во многом для российского производителя это балансирование на грани себестоимости, но по мере отвоевания национального сбыта рентабельность производства будет расти.

Автор: Артур Королев

29 октября 2021, 11:18
276
Теги: #льготные кредиты #Машиностроение
Ещё по данной теме