Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Ресурсы русской индустриализации: бюджет, технополисы и госзаказ

Несмотря на кредитный голод и импортозависимость в РФ сохраняются надежды на промышленный рывок
Ресурсы русской индустриализации: бюджет, технополисы и госзаказ
Теги: #Индустриализация #льготные кредиты #Стандартизация

Впервые в истории постсоветской России на развитие промышленности гражданского сектора в 2024—2026 годах заложен рекордный объем финансирования – ₽2,7 трлн. Впервые за тридцать лет выделены средства на развитие станкостроения. А еще на создание отрасли под ключ с нуля – «беспилотные авиационные системы». Особый акцент в свежем национальном бюджете – на восстановление промышленности новых территорий.

Что в реальности происходит с импортозамещением и технологическим суверенитетом?

Парадоксальная ситуация заключается в том, что правительство пока не видит полной достоверной картины. Об этом на недавнем Московском финансовом форуме говорил первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков.

Дело в том, что эта общая картина по закупкам российской продукции складывается из нескольких пазлов, собрать удалось еще не все:

  1. Из данных Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), в том числе из данных закрытого сегмента ЕИС.
  2. Из закупок у единственных поставщиков, которые пока (в силу технических особенностей) проходят отдельной статьей и не попадают в статистику ЕИС.
  3. Из закупок корпораций по 223-ФЗ. Их данные по импортозамещению носят заявительный характер. То есть это отчетность в виде рекламы, которую, по факту нельзя проверить.
  4. Значительная доля  закупок для Специальной военной операции вообще нигде не отображается.

Достоверные цифры импортозамещения, таким образом, имеются только по первой категории закупок. За последние три года показатель закупок российской продукции в рамках 44-ФЗ достиг 60%.

Совершенно очевидно, что для элементарной нормальной работы государства – нужно обязательно получить достоверные данные по всем четырем источникам. Информация по закупкам у едпоставщика станет доступна уже в ближайшее время, как только Федеральное казначейство полностью реализует функционал электронного актирования на платформе ЕИС. Сведения по закупкам для СВО также подотчетны в закрытом контуре системы. А вот с закупками корпораций государству придется что-то делать. Их экономическую деятельность необходимо принудительно переводить в формат, доступный для цифрового контроля и аудита. Иначе из поля зрения госорганов выпадает просто гигантский пласт экономики – ее самая значительная и самая важная наукоемкая часть, связанная с машиностроением, энергетикой, инфраструктурным строительством.

О «разогреве» импортозамещения в «неподотчетных» сегментах  можно судить по косвенным показателям. По таким, например, как общий рост обрабатывающей промышленности в РФ. По итогам года она прибавит порядка 7% (из прогноза Минэкономразвития). Существенную прибавку импротозамещению также дает оборонно-промышленный комплекс. В хорошем плюсе к концу года микроэлектроника, приборостроение, мебельное производство, транспортное машиностроение.

Парламент в помощь индустрии

Исторический момент обязывает искать новые законодательные формы для индустриального развития страны. Ситуация на внешних рынках стремительно меняется. Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле подготовил 27 законодательных инициатив, которые внесены в виде поправок.

Закон «О промышленной политике» планируется дополнить рядом понятий об отечественном происхождении: появятся термины «российская промышленная продукция», «производитель российской промышленной продукции».

Будет создана система цифровых паспортов промышленной продукции, которая упростит доступ отечественных предприятий к госзакупкам.  Как пояснил первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков, такой паспорт подразумевает единый механизм идентификации товаров с одновременным сбором исчерпывающих данных о доступных мерах поддержки производителей и заказчиков, работающих по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

«Цифровые паспорта, которые будут открыты для пользователей электронных площадок, помогут подобрать аналоги импорта и покажут возможность экономить на закупках», – сообщил Осьмаков в Госдуме.

Также в пакете предложений парламентариев дополнительные меры по совершенствованию законодательства новых регионов РФ в части создания и развития технопарков. Сейчас для создания промышленного технопарка необходим исчерпывающий пакет документов, которые по объективным причинам невозможно собрать в новых субъектах. Поэтому для них предлагается установить до 1 января 2028 года переходный период, в течение действия которого возможно создание технопарков по упрощенной процедуре.

Стандартные проблемы «нестандартного» управления

Стандартизация остается самым слабым звеном российской промышленности. В стране нет единой системы технических требований и механизмов контроля за их применением. Стандартизация является добровольной, что крайне негативно сказывается на средствах управления импортозамещением. Проще говоря, у государства нет нормативного аппарата, чтобы требовать от промышленников чего бы то ни было, кроме налогов (например, применения российских технологических процессов, использования конкретных отечественных материалов или конкретных комплектующих). Таким образом, на этапе закупок правительство остается без важнейшего регулирующего инструмента. А корпоративные и даже государственные заказчики могут свободно манипулировать компонентной базой даже в той продукции, которая формально проходит по статусу «российской».

Не случайно к проблеме промышленной стандартизации прямо обратился Президент, выступая на форуме «Российская энергетическая неделя». К сожалению, пока речь идет только об энергетике. Владимир Путин поручил в ускоренном режиме обеспечить переход топливно-энергетического комплекса (ТЭК) от иностранной стандартизации к отечественной.

– Прошу правительство ускориться и сформировать долгосрочный пакет заказов для разработчиков и производителей оборудования для ТЭК. Также прошу ускорить переход от иностранных к отечественным системам стандартизации и сертификации в нефтегазовой и нефтехимической промышленности.

По его словам, эти меры позволят стимулировать импортозамещение в российской энергоотрасли.

Возникает резонный вопрос: а что так можно было? И не пора ли перейти к национальным техстандартам для всех отраслей без исключения. Кстати, Правительственное поручение выработать подходы к созданию единой обязательной системы технических требований давалось еще три года назад тогдашним вице-премьером Юрием Борисовым по итогам Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

Надежда на «промышленные заповедники»

Новой и неожиданно перспективной формой выживания производственного бизнеса при неподъемной ставке ЦБ оказались промышленные кластеры. В последние годы под них удалось оперативно выстроить систему бюджетного кредитования по льготным процентным ставкам  через систему Фонда развития промышленности, через механизмы промышленной ипотеки и единой региональной субсидии.

Территории с готовой промышленной инфраструктурой оказались очень востребованы бизнесом. За 10 лет количество таких площадок выросло в пять раз и уже перевалило за отметку 400 по всей стране. Очень перспективным достижением Минпромторга является экстерриториальный подход: в качестве кластера (получающего господдержку как одно юрлицо) можно зарегистрировать даже цепочку из производственных предприятий, находящихся в разных регионах страны, но задействованных в кооперационном проекте.

Маяком, якорем и связующим звеном для всей массы технопарков страны за последние два года стала ГИСП (Государственная информационная система промышленности. В ГИСПе все формы кластерного развития собраны в единый комплекс цифровых сервисов, которые позволяют онлайн внести индустриальный парк, промышленный технопарк или промышленный кластер в федеральный реестр. Есть также пошаговый путеводитель по федеральным и региональным мерам поддержки. А они ощутимые не только для резидентов, но и для регионов-исполнителей.

  • Льготы по страховым взносам, упрощение налогового и таможенного контроля.
  • Возмещение затрат участникам промышленных кластеров для реализации совместных проектов в целях импортозамещения. Приобретение стартовых партий промышленной продукции, производимой участниками промышленного кластера (до 150 млн рублей).
  • Возмещение затрат Управляющей компании: субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым УК на создание инфраструктуры индустриального парка или технопарка.
  • Возмещение затрат субъекта Российской Федерации (прямых затрат на создание, модернизацию или реконструкцию инфраструктуры).

В октябре текущего года Правительство России разрешило участвовать в техно-кластерах сервисным компаниям. В частности, для предприятий, которые выпускают импортозамещающую продукцию, снимается обязанность по ведению раздельного учёта зарплаты работников, задействованных в реализации импортозамещающих проектов.

Автор: Артур Королев

12 октября 2023, 23:19
372
Теги: #Индустриализация #льготные кредиты #Стандартизация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.