Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Корпоративная экономика: что может взять государство из коммерческой среды

Рамочные соглашения, библиотеки типовой документации, умный конструктор технических заданий
Корпоративная экономика: что может взять государство из коммерческой среды
Теги: #223-ФЗ #Конкуренция #Промышленность #Централизация

В регионах уполномоченные органы закупок работают не только по 44-ФЗ. Многие субъекты используют практику централизации закупок по 223-ФЗ, как средство оптимизации хозяйственной деятельности. Это позволяет полностью контролировать всю сферу закупок. Кроме того, данная практика позволяет подойти к нормированию затрат и дает государственному заказчику возможность  влиять на вопросы ценообразования.

Полномочия единого заказчика по 223-ФЗ передаются местному государственному подведу и его муниципальным подразделениям. Далее этот государственный  «учредитель» через свое типовое положение о закупках форматирует экономику региона. Практика доказывает, что такое регулирование приносит отличные результаты: от роста количества новых участниках на торгах, до существенного сокращения издержек с одновременным повышением квалификации поставщиков и качества поставляемой продукции или услуг. У регионов появляются собственные системы контроля качества при приемке, улучшается кооперация с отечественными производителями в промышленности, повышается качество работы над техническими заданиями. Одним словом, субъекты РФ берут все те бонусы, которыми пользуются госкомпании и корпорации при умелом использовании 223-ФЗ.

Об уникальных нераскрытых возможностях, которые заключены в 223-ФЗ, говорили на апрельском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в рамках специальной сессии «Коммерческие закупки. Что можно взять на вооружение государству?»

В первую очередь, это более продуманная и взвешенная методика работы над техническими заданиями с удобной схемой рамочных соглашений и типовых договоров. Опыт показывает, что огромная доля трудозатрат заказчика происходит на стадии составления ТЗ. Очень помогает оптимизировать процесс использование типовой документации, адаптированной под нормы 223-ФЗ. Например, в централизованной системе Москвы  более 300 вариантов типовой документации, 3 комплекта для конкурентных способов закупок, 3 комплекта для товаров, работ и услуг для закупок у единственного поставщика. Примечательно, что при этом все типовые документы “нанизываются” на готовый алгоритм закупки с максимальной автоматизацией подбора сведений и автозаполнением форм.

Применения рамочных соглашений значительно упрощает механизм закупок по 223-ФЗ, избавляя заказчика и поставщика от неуместного формализма.

Нет цели искусственно показывать конкуренцию при закупке, например, стандартной промышленной продукции с неизменными параметрами на рынке с небольшим количеством участников. Выбирается партнер-поставщик на год, на три или на пять. При этом доступен механизм с возможностью замены поставщика. Зачастую для заказчика особенно в промышленной сфере, более важным, чем экономия на цене, является вопрос доступности ресурса (непрерывности поставок) и неизменности качества продукции. Поэтому в рамках 223-ФЗ закупка условной ручки или подшипника оформляется в виде заявки, которая, по сути, предварительно принята. Это позволяет максимально быстро покрывать потребности в качественной продукции.

– Данная схема, как правило, распространяется на основную номенклатуру материально-технического снабжения, – поясняет Яна Лысова, директор департамента закупочной деятельности АО «Россельхозбанк». – На нее всегда заключены рамочные договоры. Они играются раз в год. Разыгрывают договор, в котором не указаны объемы, а цена (как вариант) указывается за единицу продукции. Это позволяет избежать бюрократических издержек.

Однако есть вопросы, которые не решаются шаблонными средствами. Особенно если это касается закупок наукоемкой продукции и сложных инфраструктурных проектов с использованием смет. В таком случае есть весьма перспективный инструмент: практика предварительного обсуждения технических условий заказчиков с производителями. Она помогает заказчику лучше проработать ТЗ, а поставщику – правильно оценить собственные ресурсы. Наконец, предварительные переговоры – это путь к более объективной методике формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

Как механизм предварительных переговоров реализовать на практике?

На Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в качестве перспективного примера был представлен механизм «общественных обсуждений» технических условий будущей закупки, который используется Комитетом государственного заказа Вологодской области. В регионе решились на это ноу-хау, когда столкнулись с непониманием специфического и достаточно узкого рынка медицинских изделий и медтехники. К слову, публичным обсуждением автоматически снимается так называемый коррупционный фактор. Если заказчик и потенциальные поставщики общаются в открытую, а не занимаются подковерными переговорами, значит им нечего скрывать.

Аналогичный публичный механизм уже давно реализуется МГУ, университет в своих закупках проводит обсуждение технических условий. Но здесь пошли еще дальше и смелее: потенциальные конкуренты могут также участвовать и в приемке уже поставляемой продукции.

Как бы то ни было, практика предварительных переговоров между заказчиком и потенциальным поставщиком априори подпадает под подозрение антимонопольных органов в силу специфического устройства нашего законодательства.

Эту проблему прокомментировал Андрей Тенишев, заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС.

По его словам, сам по себе факт переговоров заказчика и потенциального участников торгов не должен во всех случаях попадать под запрет и расцениваться как сговор. Однако, если речь идет о закупке писчей бумаги или постройке типового детского сада, то безусловно возникает вопрос: «зачем» такие переговоры нужны. Ведь заказчик вполне способен прикинуть сметную стоимость самостоятельно.

– Но когда речь идет, например, о сложном медицинском оборудовании, о строительстве стадиона или метро, – то в таком случае без предварительных переговоров с потенциальными участниками торгов невозможно обойтись, – говорит Андрей Тенишев. – Иначе мы ничего хорошего не купим и ничего хорошего не построим. Поэтому важно провести грань между дозволенными и недозволенными переговорами.  Желательно это сделать в разъяснениях антимонопольной службы.

По итогам профессионального обсуждения на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» было решено детально изучить и, возможно, доработать норму, которая запрещает переговоры между заказчиком и потенциальными участниками торгов.

Герман Рычкалов, руководитель отдела закупок «ВЭБ ВЕНЧУРС»:

– Практика предварительных переговоров и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ действительно нужна заказчику. Она является универсальным решением огромного количества проблем, связанных с персонализированными закупками. Порой заказчику трудно сформировать даже потребность, не понимая, во что это выливается. На стадии ТЗ иногда трудно просчитать, как проект будет развиваться дальше. Мы внедряем в своей компании полностью автоматизированные электронные процессы. Это комплекс IT-решений. Если бы у нас не было возможности диалога с отечественными компаниями до заключения договора, то проект был бы не реализуем.

Еще одна замечательная функция рамочной централизации и типизации технических заданий, о которой не любят говорить  приверженцы идей рыночной конкуренции – это отсечение перекупщиков от рынка. Масса компаний-посредников, не имеющих отношения к непосредственному производственному процессу, благодаря правильно составленному ТЗ теряет возможность бороться за контракт наравне с реальными производителями и носителями технологических компетенций. Конечно же, это существенно сужает формальный круг конкурентов – но, по факту, идет на пользу всем, устраняя из экономики паразитарные прослойки. Существует контраргумент, что, дескать, сокращая посредников, мы сокращаем и качество сервиса. Но он тоже сомнительный. Без посредников реальные производители будут лучше мотивированы развивать собственные сервисные службы, заниматься логистикой, сертификацией, контролем качества, сбыта, техподдержкой и, если нужно, лизингом. Причем наценка за все перечисленное будет значительно ниже, чем у перекупщиков. Система “отбраковки” лишних поставщиков применяется через фильтры и оценочные критерии.

– Закупщик еще до подачи заявки, формирует стратегические планы развития, исходя из которых выстраивает свои взаимоотношения с внутренними заказчиками, сообразно с их локальными целями, – рассказывает директор департамента закупок ООО «Группа компаний «Русагро» Вера Розанова. – Практика показывает, что наиболее сложной частью процесса является составление ТЗ. Логично вносить в него ограничивающие критерии для отбраковки потенциальных поставщиков, не соответствующих требованиям закупки. Кроме того, применяются оценочные критерии. Рамочные договоры заключаются с теми поставщиками, которые удовлетворяют этим критериям. После чего можно выбирать из них наиболее достойного.

Автор: Андрей Троянский

7 июня 2022, 15:58
517
Теги: #223-ФЗ #Конкуренция #Промышленность #Централизация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.