Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Контроль в закупках – ФАС России о ключевых настройках системы

Как избежать ошибок и отстоять право на конкуренцию – ключевая горячая тема третьего дня Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»
Контроль в закупках – ФАС России о ключевых настройках системы
Теги: #Антимонопольное регулирование #Контроль в закупках #ФАС

Система государственных и корпоративных закупок  меняется под воздействием внешних факторов. Однако ее якорные принципы остаются: это конкуренция и открытость для поставщиков, стремление к прозрачности процедур, защита интересов добросовестных участников.

В равной степени эти требования актуальны и для 44-ФЗ и для 223-ФЗ. Санкции и объективные требования научно-промышленной мобилизации привели к неизбежному усилению роли государства в закупках, – к централизации и монополизации некоторых процессов.  Требуются подробные разъяснения ФАС России, как действовать в новых условиях. Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» стал источником самой полной версии таких разъяснений на текущий момент.

За несколько лет Антимонопольной службой был создан своего рода «комплаенс в госзаказе», то есть заранее даны разъяснения по наиболее спорным ситуациям, чтобы заказчики и предприниматели работали в заранее определенных правилах, а не гадали, какого решения им ждать от контролирующих органов (несколько десятков ключевых разъяснений системного характера, которые были размещены на сайте ФАС).

Актуальным вопросом в свете новых вызовов является ответственность за контракты с единственным поставщиком. Все регулирующие органы закупок фиксируют тенденцию к росту контрактации с единственным поставщиком после того, как данная функция была легализована для региональных властей в качестве исключительной меры поддержки в условиях санкций. В частности, 46-ФЗ предусмотрено право Правительства РФ и субъектов РФ самостоятельно устанавливать случаи и порядок осуществления закупок у едпоставщика. Эту меру поддержки вместе с правом менять существенные условия контракта под воздействием санкций, правительство решило продлить на 2023 год. При этом  подчеркивается, что должен быть сохранен принцип твердой цены. Негативный сигнал заключается в том, что рост закупок у едпоставщика идет не по количеству контрактов, а по стоимости. Доля контрактов с единственным поставщиком в России выросла с 17% до 23% за 8 месяцев прошлого года. Многие регионы проводят на федеральном уровне, по сути, процедуру коллективного решения по выбору единственного поставщика через комиссии.

Возможность закупки у единственного поставщика, предоставленная законодательством не всегда должна быть использована. Ее следует использовать в конкретной причинно-следственной связи. Если есть возможность создать квази-конкурентную процедуру на основании 46-ФЗ, то лучше ее создать.

Ольга Горбачева, начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России:

– Значительный объем закупок в России стал неконкурентным. Существенно выросло количество обращений и внеплановых проверок в части закупок у единственного поставщика. Правоохранительные органы зачастую привлекают ФАС в качестве эксперта для правовой оценки (были ли основания для заключения контракта с едпоставщиком?). Стоит помнить, что со стороны контролирующих органов вопросов всегда меньше именно к тому заказчику, который выбрал конкурентную процедуру.

ФАС России добивается от регионов применения методики обязательного обоснования закупок у единственного поставщика, подчеркнули на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Критериями являются «срочность» и «социальная значимость» закупок. Изменения существенных условий контрактов также должны иметь четкую причинно-следственную связь с этими двумя критериями.

ФАС обращает внимание на тревожную тенденцию снижения среднего количества поданных заявок на торгах в сравнении с 2021 годом (2,8 против 3,2).

Своим передовым опытом организации конкурентных закупок на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» поделилась Москва. У субъекта множество полезных ноу-хау: разработано большое количество типовых документов, механизмов взаимодействия, система закупок малого объема была трансформирована в конкурентную процедуру.

Важнейший инструмент Москвы, которому могут позавидовать другие субъекты РФ – это стандартизация закупок. На этапе формирования документации (как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ) заказчику предлагаются типовые комплекты документов, которые формируют документацию буквально в несколько кликов. В общей сложности, конструктор типовой документации Москвы насчитывает уже около 400 комплектов документов. Они охватывают 80% закупок города. В их разработке обязательно участвуют представители ФАС России.

Степан Цуканов, начальник Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Москвы:

– На закупки, которые проводятся по стандартизированным документам, нет обоснованных жалоб. Как только у столицы стали появляться формы типовых документов, обязательные для использования, нарушений стало значительно меньше. Использование типового комплекта к предмету закупки является обязательным для заказчика. Он попросту не может сформировать документацию, не используя этот комплект. Если же в типовом комплекте заказчику чего-либо не хватает, – то для таких случаев предусмотрены механизмы внесения изменений в типовой комплект. Принимаются аргументированные предложения.

И от других регионов Российской Федерации, и от заказчиков четырех новых субъектов РФ зафиксирован запрос на типизацию документов. Такая потребность в регламентированных правилах могла бы частично быть удовлетворена за счет столичного опыта.

Андрей Храмкин, директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий:

Как показывает опыт предыдущих аналогичных периодов, вслед за послаблениями в системе закупок обычно следует аудит. К нему следует готовиться уже сегодня. Нынешняя ситуация требует как от заказчиков, так и от поставщиков пристального внимания к исполнению всех требований закона.

Еще одной признанной проблемой является непрозрачность корпоративного 223-ФЗ, которая затрудняет антимонопольный контроль.

В рамках этого закона преимущественно живет и работает российская промышленность, энергетика, научный сектор.  Так, согласно актуальной статистике, объем закупок в России составляет около 13 трлн рублей по 44-ФЗ и более 24 трлн по 223-ФЗ. Эти средства нуждаются в антимонопольном контроле.

Один из перспективных сюжетов дискуссии XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» – это централизация закупок по 223-ФЗ. С 2017 года правом централизации закупок по 223-ФЗ обладают не только госкомпании и госкорпорации, но еще и региональные уполномоченные органы закупок. У них, так же как у корпораций, есть право утверждения типовых положений о закупках для своих подведов (бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий), в отношении которых такие органы «имеют полномочия учредителя или собственника».

Значительная доля правоприменительной и образовательной повестки ФАС посвящена защите прав поставщика. По статистике,  40% необоснованных расторжений  контрактов происходит по инициативе заказчика. Однозначной трактовки закона о закупках нет – поэтому поставщики *особенно начинающие, совершают ошибки, попадают в РНП и под штрафы. Бизнес боится работать с государством, т.к не знает, как это делать, не знает о существовании льгот и спецпрограмм, не увствует себя защищенным. Реальные производители страдают от действий перекупщиков.

ФАС России удалось добиться хороших результатов на одном из трудозатратных направлений: Число «неквалифицированных» жалоб сократилось почти вдвое. С принятием ФЗ-360 и внедрением профессиональной предквалификации все жалобы оформляются через Единую информационную систему закупок (ЕИС), что позволяет обрабатывать их автоматизированном режиме.  До этого многие участники закупок раньше злоупотребляли этим инструментом для того, чтобы шантажировать заказчика, вымогая какие-то преференции, Заказчик не мог заключить контракт. Поскольку закупку оспаривали под предлогом нарушений в ходе проведения конкурентной процедуры.

24 апреля 2023, 10:47
597
Теги: #Антимонопольное регулирование #Контроль в закупках #ФАС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.