Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Кластерный подход в экономике – мягкая сила импортозамещения

Тюменский нефтепромышленный кластер предложено использовать как лабораторию импортонезависимых решений в ТЭК
Кластерный подход в экономике – мягкая сила импортозамещения
Теги: #Импортозамещение #Нефтегазохимия #ТЭК #Юрий Борисов

Санкции навсегда. Они оказались не краткосрочным явлением, а постоянным условием жизни. В этой связи здравомыслящие специалисты еще в апреле предлагали стране перейти на новые форматы экономического управления. В частности, на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» разбирался кейс Тюменского нефтепромышленного кластера. Это особый тип организации внутреннего рынка, где помимо общепринятых 44-ФЗ и 223-ФЗ действует  дополнительный набор региональных бонусов и правил.

В Поручении по итогам Форума вице-премьер Юрий Борисов поставил задачу перед Минпромторгом – масштабировать тюменский кластерный метод на все нефтегазовые компании страны.

Вот как описывает работу этой организации Андрей Пантелеев, заместитель губернатора Тюменской области:

– Нефтегазовый кластер решает важную задачу – объединяет нефтегазовые компании со всей страны, которые могут решить вопросы импортозамещения и пользуются федеральными и региональными мерами поддержки, начиная от стартапа, научной разработки, до реализации, испытаний, строительства завода, закупки оборудования. У кластера есть модель: цепочки из компаний, состоящие из 5-7 до 19 предприятий, и итоговый финишер. Желательно, чтобы это была тюменская компания.

По словам Пантелеева, в марте предприятия, обеспечивающие работу ТЭК, столкнулись с нехваткой комплектующих. В этой связи, очень важна не только поддержка государства, но и работа в государственном заказе, которая несет в себе возможности замещения потерянных поставщиков.

– Компании со смешанным капиталом формируют огромный рынок вне сферы действия 44-ФЗ и 223-ФЗ, – отметил Андрей Пантелеев на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». – По нашим оценкам, только внутри Тюменской области объем этого рынка оценивается в сотни миллиардов рублей.

Кластерный подход позволяет с одной стороны учитывать интересы добывающих нефтегазовых компаний, с другой – интересы множества смежных предприятий. В 2019 году география Тюменского нефтепромышленного кластера была расширена. Сегодня компания из любого субъекта РФ может стать его участником. Действует комплекс экономических стимулов, которые мотивируют заказчика приобретать и развивать производственные мощности на территории региона, инвестировать в основной капитал, в материальные активы. История началась с 40 компаний в составе кластера. На сегодняшний день их уже 74 – из 14 регионов РФ. В их числе институты, конструкторские бюро, производственные предприятия.

Региональный кэшбэк

Условной компании из нефтегазовой отрасли достаточно закупить местной продукции  на 1 млрд рублей. И регион компенсирует такому партнеру 5% затрат.

– Мы видим эффективность этой модели: растут объемы производства, количество рабочих мест и размер налоговых доходов, получаемых от предприятий региона, – пояснил Пантелеев. – В прошлом году мы увидели в этом рынке дочерние компании, которые не добираются до миллиарда в объеме закупок. Поэтому планка для участников кластера, локализованных в регионе, была снижена. С 500 млн рублей есть «лесенка» 1,5% – 3%-5%. Это мотивирует заказчика к постоянному сотрудничеству и к участию в экономических проектах региона.

Механизм с системой региональных бонусов выглядит интересным административным ноу-хау, которое, на наш взгляд, применимо не только к сектору нефтехимии, а к любой региональной производственной среде в принципе. Даже если это сельское хозяйство или сфера услуг.

Кластерный подход автоматически отсекает массу перекупщиков и посредников от закупок, что снижает издержки заказчиков и реальных производителей. Отношения между ними становятся долгосрочными, стабильными, прозрачными, а значит и более выгодными. Региону это дает возможность нормировать свои расходы и заниматься эффективным стратегическим планированием в горизонте 5-10 лет. С массовым появлением в регионах офсетных контрактов развитие кластеров неизбежно.

Как масштабировать кластерный подход на всю страну

  • Это можно сделать через механизм прямой федеральной поддержки: 41 постановление Правительства РФ, которое регламентирует реализацию кластерных проектов.
  • Через 194 постановление, которое регламентирует программы софинансирования регионов из ФРП (Фонд развития промышленности).

Вне зоны действия 44-ФЗ автоматически вырисовывается  другая болезненная техническая проблема – отсрочки  и задержки по оплате. В рамках кластерного подхода она тоже решаема.

 – Когда мы запустили кластерную стратегию, то сразу прописали срок оплаты – в 30 дней. Это позволяет всей производственной цепочке уверенно планировать свои расходы, – рассказал замгубернатора Тюменской области. – При этом, вся коммуникация выстраивается автоматически. Если заказчик дал 30 дней, то вся цепочка выстраивается под этот временной ресурс. Никто не пытается растащить это время: заработать на процентах, пока деньги лежат на счетах. Сама экономическая модель стимулирует к честной работе.

Справка

  • В специальном традиционном Поручении по итогам XVII Всероссийского Форума- выставки «ГОСЗАКАЗ» Юрий Борисов отдельно выделил передовой тюменский опыт. Минпромторгу России совместно с Тюменским нефтепромышленным кластером поручено подготовить и направить российским компаниям углеводородной отрасли рекомендации по внедрению кластерного подхода «для проведения отраслевых совещаний с производственными компаниями, имеющими потенциал в области разработки высокотехнологичной продукции для ТЭК».

Принуждение к локализации

В Тюменской области отмечают огромную пользу механизма предварительных публичных переговоров в закупках. Особенно в условиях санкций, когда требуется перезапуск или перенастройка производственных цепочек с участием множества смежных предприятий. Важно, чтобы с крупными заказчиками встречались потенциальные подрядчики – не только высшее руководство, но и технические специалисты. В связи с этим со стороны Тюменской области на имя вице-премьера Юрия Борисова было направлено обращение в пользу механизма публичного предварительного обсуждения в закупках.

Также известно, что российская нефтегазовая отрасль находится в достаточно жесткой зависимости от импортного оборудования. Реверсивный инжиниринг этого оборудования – одна из непростых задач, решение которой не представляется возможным без практики  предварительного согласования между заказчиком и исполнителями. Особенно если включить сюда действие стимулирующих госпрограмм, российских органов сертификации и стандартизации.

Переоснастить российскую нефтянку отечественным оборудованием можно только в рамках кластера, где технологическая кооперация является уже не частным делом компании, а находится на виду у государства. Есть важная политическая деталь, о которой не принято говорить открыто. Российские углеводородные гиганты весьма неохотно делятся своими технологическими потребностями и образцами оборудования. Это парадокс, но по факту, они предпочитают импортозависимость суверенитету. В таких условиях заместить что-либо, не зная, что именно требуется заменить российским продуктом, весьма проблематично. Участие в кластере делает корпорации более сговорчивыми с научно-конструкторским сообществом. Если угодно, кластер –  это инструмент принуждения к импортозамещению. В своем роде – мягкая сила.

Российское происхождение – проблемы регламента

Со стороны Тюменской области  поступил ряд предложений по совершенствованию закупочной деятельности регионов с целью импортозамещения.

Регламент обязывает каждого российского производителя для участия в закупках проходить верификацию через Реестр российской промышленной продукции. Однако, это сложная бюрократическая процедура, требующая сбора объемного пакета документов и временных затрат –  порядка четырех месяцев.

– К примеру, недавно мы не смогли завершить закупку автомобильных прицепов у российского производителя  в соседней Курганской области, поскольку компания не смогла пройти необходимую сертификацию, – рассказал Андрей Пантелеев. – Наше предложение состоит в том, чтобы ускорить работу реестра, сократить объем запрашиваемых документов. Еще одно предложение – продлить срок действия документов о российском происхождении. Сегодня подтверждение выдается на год. Это значит, что всю процедуру придется проходить заново. Есть два варианта: либо увеличить срок – до трех лет, либо ввести ежегодную процедуру автоматической пролонгации, которая требует предъявления минимального пакета документов. Чтобы участие российских производителей в закупках было бесперебойным.

Заметим, что предложение Тюменской области было услышано. В рамках 719 постановления с 1 апреля срок действия заключений о российском происхождении продукции продлен  с года до трех лет. Под действие поправки попали, в том числе и заключения, срок действия которых заканчивается в текущем году. Кроме того, всех производителей Минпромторг приглашает обращаться в ведомство в случае возникновения трудностей с подтверждением статуса российской продукции.

Также со стороны Тюменской области поступило предложение использовать в качестве «пропуска» к закупкам сертификат СТ-1.

В регионе столкнулись со сложностями в закупках медоборудования. В КТРУ не всегда хватает характеристик, чтобы российская продукция попала в закупки. – Мы не смогли в прошлом году закупить маммографы, в этом году аналогичная проблема возникла с томографами. Нужно либо чаще обновлять перечень (в соответствии со стремительным развитием техники, либо дать возможность заказчикам (региональным уполномоченным органам закупок) самостоятельно добавлять определенные параметры. Естественно, это должно быть под контролем соответствующих федеральных органов и  в интересах российской промышленности: с обязательным обоснованием (почему мы это делаем), – заключил Андрей Пантелеев.

Справка

  • В октябре 2019 года сообщалось, что «Газпром нефть», правительство Тюменской области и Ассоциация нефтегазосервисных компаний заключили соглашение о создании регионального нефтепромышленного кластера. До конца 2022 года в состав регионального нефтегазового кластера войдут до 100 компаний. В целом их будет около 200. Но, как заметил заместитель губернатора Тюменской области, ядро кластера – это те компании, которые зарегистрировали производственные цепочки в Минпромторге, тем самым, подтверждая свою импортонезависимость.

Автор: Андрей Троянский

21 июня 2022, 16:51
427
Теги: #Импортозамещение #Нефтегазохимия #ТЭК #Юрий Борисов

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.