Вместе с осенним пакетом поправок к ФЗ-44, который вот-вот примут в недрах государственной власти, в поле зрения попала и проблема независимой экспертизы.
Спроси любого человека, причастного к закупкам, и он ответит, что вопрос экспертизы самый трудный во всем блоке востребованных законотворческих инициатив. Существующие формы экспертизы в виде добровольной сертификации товаров неэффективны, прежняя, советская, система контроля качества на основе ГОСТов демонтирована до основания. А жить в условиях рынка без механизмов оценки качества слишком расточительно и глупо.
Можно сколько угодно упрощать и совершенствовать закупочные процедуры, повторяя мантры о свободной конкуренции, но если никто ни за что не отвечает, то контрактная система превращается в лабиринт, непрерывно поглощающий бюджетные средства с очень низким КПД.
Парадокс, но о потребности в обязательной экспертизе сегодня заявляют сами поставщики и заказчики, работающие от лица государства. Обязательной экспертизы хочет тот самый реальный бизнес, который требует честных, по-настоящему конкурентных условий работы.
Впервые термин «независимая экспертиза» был озвучен заместителем руководителя ФАС Михаилом Евраевым в прошлом году. Идею предложила ассоциация предпринимателей «ОПОРА РОССИИ». А осенью 2019 года Гильдия отечественных закупщиков начала в семи пилотных регионах эксперимент по внедрению независимой экспертизы в контрактную систему при содействии Росаккредитации и социально ответственного бизнеса. Пока дело касается только социально значимых государственных закупок. Но правоприменительная практика, полученная в ходе эксперимента, будет иметь фундаментальный эффект. Ведь России предстоит создать систему экспертизы с нуля (если, конечно, она собирается попасть в число развитых экономик мира).
В ходе осенних парламентских чтений в Государственной Думе идею независимой экспертизы оценили с точки зрения юридических перспектив.
Антон ГЕТТА, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку, руководитель Экспертно-консультативного совета фракции «Единой России» по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок:
– Есть конкретное предложение от нашего экспертного сообщества – введение института экспертизы и приемки товаров, как у военных. Есть опыт в Вологодской области, когда привозят продукты питания сначала на склад, оборудованный лабораторией, а только после этого товар идет в сеть, в детские сады и школы. Сразу получили заметный эффект: к примеру, уже развернули фуру с просроченными консервами, ну а предприниматели наверняка не на свалку поехали, а в другие регионы. Поэтому этот опыт мы сейчас уже пилотируем в отдельно взятых областях вместе с Росаккредитацией, и он будет представлен, думаю, на Форуме «ГОСЗАКАЗ-2020», на нашем ежегодном мероприятии, в конце марта следующего года. Приглашаю всех к обсуждению инициативы на площадке Форума.
Андрей Кутепов, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике:
– Хотел бы подчеркнуть, что прецедентов приемки товара через единый склад в регионах уже достаточно много и они имеют весьма положительный эффект. Это говорит о востребованности понятных механизмов приемки товара. Нужно распространять такие рабочие позитивные практики по всей стране. Считаю, что мы должны уделить экспертизе больше внимания в СМИ и профессиональном сообществе.
Заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров:
– Внешняя экспертиза была в отечественной контрактной системе обязательной какое-то время. Потом стали вносить огромное количество изменений в эту норму, исключающую эту обязательность. Теперь мы предлагаем вынести вопрос экспертизы на усмотрение заказчика, и это, конечно, означает, что заказчик должен очень ответственно относиться к тем случаям приемки товара. Подчеркну, именно заказчик при любых процедурах отвечает за качество поставленной продукции. Ведь это его задача правильно написать требования к поставляемой продукции, а затем обеспечить ее приемку.
Как скажется внедрение инструмента независимой экспертизы на конкурентной среде? Специально для «ЦЗ» свою точку зрения по поводу пилотного проекта Гильдии по тестированию элементов экспертизы высказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский:
– Если инструмент будет развиваться нормально, то он скажется абсолютно положительно. Сегодня мы видим злоупотребления в этой области, особенно при расторжении контрактов, скорее как средство давления на исполнителей заказа. То есть очень часто выбрасываются некоторые участники заказа по достаточно надуманным поводам. Но если в распоряжении поставщиков появится действительно независимая экспертиза, то это будет очень полезно для экономики. Помните, когда принимались все положения о расторжении контрактов, основным тезисом было то, что, может, экспертиза недостаточно справедлива. С одной стороны, должен быть механизм расторжения контракта, но заказчик тоже не может быть в рабстве у исполнителя. Такой инструмент выгоден обеим сторонам.
Автор: Артём Сериков
Комментариев пока нет