Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Инфраструктурные кредиты – небанковская инъекция развития в регионы

В России продолжается строительство альтернативного финансового контура на основе казначейского сопровождения
Инфраструктурные кредиты – небанковская инъекция развития в регионы
Теги: #Инвестпроекты #Казначейское сопровождение #Специнвестконтракты #Федеральное казначейство

Коммерческий банковский сектор является основным финансовым источником для структур федеральной и региональной власти. Реализация подавляющей доли программ государственной поддержки по-прежнему осуществляется через коммерческие банки.

Однако со временем соотношение сил может измениться в пользу новых цифровых инструментов государственного инвестирования и контроля.

Одним из таких рычагов развития является «инфраструктурный кредит», распорядителем которого выступают не банки, а Федеральное казначейство.  Напомним, инфраструктурные кредиты – это передовой инструмент регионального развития, анонсированный Президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию.

Примечательно, что рассмотрение заявок регионов на их получение доверено не Минфину, а Минэкономразвития РФ. Процесс идет полным ходом и продолжится до 20 октября. Ведомством анализируются проекты в социальной, дорожно-транспортной, энергетической, промышленной сферах: государство инвестирует в них по ставке не более 3% годовых со сроком погашения в 15 лет.

Как подчеркнул глава государства, при распределении инфраструктурных  кредитов органы федеральной власти должны руководствоваться базовым принципом: чем меньше долгов у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов. Средства предоставляются под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу. Ожидается, что к 2024 году объем выданных инфраструктурных кредитов регионам достигнет 500 млрд руб.

Бюджетные перекосы и неработающий капитал

На первый взгляд, 500 млрд рублей – это мизер в сравнении с финансовыми объемами гипертрофированной банковской системы РФ. Однако учитывая колоссальные перекосы бюджетной обеспеченности регионов России, это превращается в весомый инструмент изменения условий выживания производящей экономики и трудящегося населения. (К примеру, в Воркуте бюджет на одного человека составляет порядка 58 тыс. рублей, в Москве – 220 тыс. рублей. В столице Республики Коми –  Сыктывкаре показатель бюджетной обеспеченности еще ниже – около 30 тыс. рублей на человека. В наукограде-миллионнике Омске – 17 тыс. рублей на одного жителя).

На этом фоне нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что деньги банков являются чистым спекулятивным балластом, попросту изъятым из экономики, а деньги Казначейства «работают», то есть – создают реальную добавленную стоимость.  

В начале октября на заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию были рассмотрены и одобрены заявки на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов для 12 субъектов Российской Федерации. Всего 83 региона направили заявки на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Что эти деньги значат для реальной экономики, можно понять из данных, которые приводит председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза:

– Государственным структурам банки предоставляют примерно 1,3 трлн рублей, из которых на депозитах 850 млрд. Следовательно, около 450 млрд рублей — это чистое сальдо финансирования региональных структур, подытожил эксперт. Получается, что на проекты регионального развития банки выделяют в 9 раз меньше, чем на поддержку идей и планов федеральных органов власти.

Что в условиях ситуации недофинансирования делают регионы? Во-первых, покрывают дефицит за счет средств региональных бюджетов. Во-вторых, при отсутствии такой возможности переходят на ручной режим управления: либо заключают досудебные соглашения для открытия арестованных счетов, либо договариваются об отсрочке оплаты за коммунальные услуги, лекарства и медикаменты, либо применяют другие несистемные меры, чтобы поддерживать системы жизнеобеспечения в работоспособном состоянии.

Наглядно ситуация была обрисована на совещании по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа в начале сентября. Согласно данным совещания,  показатель бюджетной обеспеченности, например, по Магаданской области составляет 0,787 что ниже среднего значения по стране и означает, что почти 22 процента расходов не обеспечены доходами. У некоторых сибирских соседей региона этот показатель еще ниже.

Инвестиционные банки вместо коммерческих

Не только крупная промышленность, но и бизнес в регионах остро нуждаются в наличии небанковских форм кредитования на льготных условиях. Тем более, когда речь идет о форсированном развитии индустрий, диверсификации ОПК, реализации нацпроектов. Все это требует венчурных инвестиций и авансирования. Тем более инновационный хайтек, о котором так много говорят в правительстве в последнее время, как о спасательном круге для экономики РФ. Надуть деньгами этот спасательный круг, оказывается, некому.

Банковские экономические модели оценки приходов и рисков основаны на ретроспективном анализе перенасыщенных рынков с низкой маржой. Они заточены на получение максимальной прибыли от обслуживания счетов, а не на экономии и эффективном применении ресурсов с максимальной отдачей для конечного потребителя и для государства как инвестора.  Вот почему привлекательной для банковского сектора оказывается только застройка в период бума и высокооборотный ритейл. А такие фундаментальные задачи производящей экономики, как например, создание новых предприятий, обновление индустриальных мощностей, банки готовы осуществлять только под залог активов. Активы банковский сектор «подгребает»  под себя, однако в случае минимальных рисков  их мгновенно банкротят. Все это ставит реальный сектор экономики РФ в положение перманентной катастрофы.

Для организации любого производственного процесса, тем более наукоемкого, необходимо одномоментно и концентрированно собрать в одну точку людей, энергию, ресурсы, технологии. При этом кто-то должен взять на себя функционал экспертизы, оценки и авансирования проектов.

Экономическая практика последних двух лет показывает, что в результате,  правительство склоняется к строительству небанковских механизмов вхождения государства в долю с разделением рисков. Схемы страхования инвестпроектов, специнвестконтрактов (СПИК), офсетных контрактов с единственным поставщиком, государственно-частного партнерства идут на смену безапелляционному ссудному проценту.

После объективной критики со стороны отраслевого сообщества заметно повысилась продуктивность работы Фонда российской промышленности (ФРП). У фонда, находящегося в ведении Минпромторга, есть многочисленные региональные филиалы, через которые проводится кредитование местных предприятий на льготных условиях. Интересно, что в рамках федеральных программ поддержки ФРП может не просто выделять им деньги, но и осуществлять докапитализацию, когда этих денег не хватает.  В этом году ФРП снизил базовую ставку по льготным займам с 5% до 3% годовых. При этом по ряду программ финансирования уже действует ставка 1% годовых, что позволяет кредитовать промышленные предприятия на максимально выгодных условиях.

Еще одним инструментом форсированной реиндустриализации регионов является «Фабрика проектного финансирования» от ВЭБ.РФ; можно пользоваться, в том числе на правах концессии. В создании кредитных продуктов для регионов ВЭБ компилирует средства из разных источников: инфраструктурный бюджетный кредит, могут также быть использованы средства ФНБ, средства ВЭБ плюс федеральная субсидия, средства субъекта плюс региональная субсидия.

Характерно, что подобные сценарии развития адресованы не только крупным индустриальным компаниям, но и предпринимателям. Корпорация  МСП начала осуществлять сделки с применением «зонтичного» поручительства для местного бизнеса во многих регионах страны.

По словам управляющего директора ВЭБ.РФ по направлениям МСП и закупок Марины Романовой, ВЭБ реализует программы развития ста крупнейших городов России с акцентом на привлечение малого бизнеса к работе в рамках проектов государственно-частного партнерства. Большая часть проектов ГЧП — довольно крупные и реализуются по преимуществу в сфере ЖКХ и создания новой инфраструктуры. Институт развития планирует расширить сферу реализации проектов ГЧП – на здравоохранение, образование, индустрию гостеприимства. Интерес к инфраструктурным проектам проявляет не только ВЭБ, но и так называемые «опорные» банки – специальные инвестиционные структуры госкорпораций.

Автор: Андрей Троянский

Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.