Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Базовые настройки национальной системы закупок: чего ждать с технической точки зрения

Цифровые решения ГИС ЕИС как средство достижения экономических задач
Базовые настройки национальной системы закупок: чего ждать с технической точки зрения
Теги: #ЕИС #Федеральное казначейство

Диалектика системы закупок в России сводится к двум принципам. С одной стороны, важно предоставить всем потенциальным исполнителям максимально равный доступ к государственным закупкам. С другой – все подрядчики должны адекватно оценивать свою ответственность, понимая, что нельзя прийти и не выполнить госконтракт. Чем обеспечивается оптимальный баланс между данными целями – рассказывает Федеральное казначейство на выставке-форуме «Россия»

Основополагающий принцип цифровой системы госзакупок: зайти может любой желающий. Его не станут оценивать по неформальным критериям, которые действовали до создания цифровой платформы. До 2005 года в закупках злоупотребляли личными факторами почти на легальных основаниях. Однако почти за двадцать лет механизмы системы существенно эволюционировали. Были разорваны устойчивые связи, ограничивающие конкуренцию.

Появилась не формальная ответственность за качество исполнения контрактов (штрафы, РНП, контроль прозрачности закупочных процедур со стороны ФАС России). Цифровизация закупочной среды сделала ее более прозрачной и удобной.

Но цифровые решения – это только инструменты достижения экономических задач. Гораздо важнее, ментальная эволюция, которая произошла в отрасли за последние 10 лет, считает замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. Сформировалась новая деловая этика, которой следует вся страна. Глобальная реформа закупочной системы затронула все стороны хозяйственной жизни.

– Пришлось проделать огромную работу, перестраивая менталитет тех организаций, которые привыкли тратить бюджетные деньги, чудовищный непрофессионализм. Отрасли пришлось привыкать к тому, что госзакупки – это высоко профессиональная деятельность, – рассказывает Анна Катамадзе. – По оценкам прошлого года, которые прозвучали на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в отрасли закупок сегодня трудится порядка 3 млн человек. Это целая армия людей, которые получают зарплату за свои умения. Для удобства их работы мы создали единое платформенное решение ГИС ЕИС, системой на текущий момент пользуется 700 тысяч предприятий и 300 тысяч заказчиков бюджетной сферы.

  • В системе ЕИС ежегодно осуществляется более 100 миллиардов транзакций, в рамках 5 млн контрактов. Обеспечивается работу более 1 млн пользователей.

Система развивается вместе с новыми вызовами и требованиями времени. Одна из ключевых задач, которая уже успешно выполняется и близка к достижению цели – это реконструкция бюджетного процесса. За каждым платежом стоит огромный объем проверок, документов, бюджетных обязательств и нормативов работы. Лимиты нельзя перерасходовать, существуют коды бюджетной классификации и требования к целевому расходованию средств.

В прошлом году состоялось внедрение системы автоплатежей в сфере госзакупок, которое действительно существенно меняет качество и удобство работы в госзаказе.

До внедрения новых правил проведение платежа по контракту могло занимать от 10 до 30 дней. Для предприятия, которое выполнило заказ и ждет поступления денег – это существенные издержки, ведь существует производственный цикл, требующий постоянных инвестиций,  необходимо платить зарплаты сотрудникам… Возникали кассовые разрывы. Возрастали риски зависимости предприятий от коммерческих кредитных организаций.

Новые подходы к управлению ликвидностью позволили свести все бюрократические проверки к абсолютному минимуму. По сути, вся аналитическая работа укладывается в два дня. За этот период осуществляется весь комплекс проверок со стороны Казначейства (подписание акта приемки со стороны заказчика, постановки его на денежные обязательства, проверка наличия лимитов, целевой контроль – проверка на соответствие кодам бюджетной классификации, платежка в ЦБ для выполнения транзакции).

Заявка на кассовый расход формируется в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), после чего осуществляется платеж – выбытие денег  из бюджета (федерального, регионального или муниципального) на счет поставщика, который является исполнителем по контракту.

Раньше что-то выгружалось из бухгалтерских систем, однако значительная часть данных для платежа набивалась вручную. Теперь за счет полной автоматизации процесса закупки, заявка на кассовый расход со всеми реквизитами формируется автоматически. Следовательно, она не требует «глазной» проверки. Появилась физическая возможность сократить сроки платежа.

Важно, что акты приемки также подписываются в ЕИС, поэтому ситуация их случайной потери физически невозможна.

ЕИС активно движется к внедрению «электронного структурированного контракта». С 1 октября 2023 года произошел запуск этого инструмента как права для всех заказчиков, а с 1 апреля 2024 года – он будет задействован на тотальных принципах для всех участников конкурентных процедур.

В том числе, одна из важнейших задач на повестке Федерального казначейства – применить требования единого структурированного контракта ко всем закупкам у единственного поставщика. Это позволит снять все негативные эффекты и злоупотребления, связанные с этой антисанкционной нормой.

Структурированный цифровой контракт автоматически попадает в Реестр контрактов. В случае с бумажной версией, приходилось вносить более сотни реквизитов вручную. Это большие трудозатраты для любого отдела закупок.

Еще одно перспективное направление ближайшего будущего – это оцифровка дополнительных соглашений.

Например – соглашений об изменении условий контракта. В непростой экономической ситуации, законодательством предусмотрены послабления для заказчиков и поставщиков. Условно говоря, мы планировали достроить школу в 2024 году, а теперь понимаем, что это невозможно. В таком случае, сегодня заказчик и поставщик заключают допсоглашение на бумаге. Проще контролировать процесс – если сдвигаются сроки, однако если речь идет об изменении цены контракта, то имеется в виду уже подписанный документ, который не проверялся на лимиты. Когда государство оцифрует процесс изменения условий контракта, появится возможность проверить его жизнеспособность еще на этапе проекта допсоглашения. А есть ли у заказчика деньги для того, чтобы увеличить цену контракта? Нередко возникают случаи, когда допсоглашение подписано на бумаге: цена контракта увеличена, а денег на это нету. Государство взяло обязательства и не может их не исполнить. Заказчику приходится обращаться в Минстерство финансов за дополнительным финансированием. Это сильно затягивает процедуру согласований, вызывает дополнительные расходы. Цифровизация допсоглашений позволит эти расходы, как минимум спрогнозировать.

Закупки малого объема (до 600 тыс. рублей) также будут подвергнуты цифровизации.

Норма существует, чтобы условной школе не приходилось проводить аукцион на закупку четырех карандашей. Однако общий объем таких закупок по всей стране составляет порядка 1 трлн рублей, детализация по ним не видна контролирующим органам в автоматическом режиме.

Федеральное казначейство, как администратор расходов, должно понимать, на что, по факту, этот триллион был потрачен. Для этого в ЕИС в ближайшей перспективе будет формироваться Реестр закупок малого объема. В Казначействе поясняют, что этот реестр будет проще, в нем будет реализована интеграция с бухгалтерскими системами заказчика. Появится аналитика по таким закупкам (например, предельные размеры цен, динамику их изменения по регионам).

Гарантом достоверности всего происходящего в системе является «Независимый регистратор».

В системе «Независимый регистратор»  фиксируются все шаги сторон (поставщика, заказчика, контрольных органов): включая действие и бездействие. Условно говоря, если сформирован электронный акт и направлен в личный кабинет заказчика, это фиксируется в системе. Если в течение 20 дней, которые предусмотрены 44-ФЗ, поставщик не сформирует результат приемки, все будет зафиксировано системой. Таким образом, сам цифровой механизм дает поставщику и заказчику всю фактуру, необходимую для защиты собственных интересов.

Одним из последних достижений ЕИС является возможность профилактики возможных ошибок и превентивный контроль. Это обеспечивается специальным сервисом «Риск-модуль». Анализ уже заключенных контрактов позволяет в предварительном режиме выявлять признаки потенциальных нарушений. Акценты делаются на не эффективном и не целевом расходовании бюджетных средств. Данным сервисом помимо Казначейства могут пользоваться органы внутреннего финконтроля субъектов РФ, муниципальных образований и все контролеры федерального уровня (Счетная палата, Прокуратура, ФАС России).

Автор: Андрей Троянский

8 декабря 2023, 17:47
391
Теги: #ЕИС #Федеральное казначейство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.