Правительством возлагается особая антикризисная миссия на этот механизм. Офсетные контракты открывают перед бизнесом мощнейший стимул гарантированного сбыта на длительный период. Взамен государство требует инвестиций в производство, его модернизацию или расширение соответствие определенным требованиям качества продукции. По сути, это договор на поставку будущей вещи (с заданными характеристиками). Для популяризации таких договоров правительство снизило входной порог в офсетные контракты до 100 млн рублей. Однако реальная практика недостаточно изучена, ее мало, а подавляющей сферой применения являются закупки в сфере здравоохранения, хотя офсеты можно заключать и в других отраслях, где от них многое ожидают.
Вместе с многообещающими стимулами для внедрения офсетов есть и препятствия. Об этом говорили в рамках Дискуссии Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» в Сколково.
В числе тормозящих факторов выделили следующие:
Риски инвестора. Дело в том, что в офсетных контрактах вся ответственность за возможную неудачу ложится на плечи инвестора. Государство выступает гарантом сделки, однако не несет никаких убытков в случае сбоев в реализации инвестпроекта или, например, в результате внезапного изменения его рентабельности. Участники Форума предложили вариант решения этой проблемы за счет расширения круга инвесторов, либо нескольких кредитных организаций. Однако примеров финансового соучастия в офсетных контрактах пока нет в природе.
Угроза конкуренции. Группа экспертов считает, что антимонопольное ведомство следует наделить правом предварительного контроля офсетных контрактов. Это бы позволило защитить интересы третьих лиц в случае их ущемления. Дело в том, что при заключении контракта инвестор вносится в перечень единственных поставщиков. Что вызывает вполне обоснованный вопрос: как поступать, если рынок офсетного контракта является конкурентным. С другой стороны, важно чтобы механизм предварительного контроля (если он будет) не оказался очередным бюрократическим барьером.
Объем спроса. Многие регионы, особенно те, кто находится в дотационной группе, или близок к ней, не способны самостоятельно обеспечить объем спроса, достаточный для того, чтобы производитель покрыл свои расходы на инвестиции. В теории, ради решения этой проблемы придумана и уже реализована в законе возможность заключения офсетного контракта совместно с несколькими субъектами – межрегиональный офсет.
Параметры бюджетного планирования. По наблюдению многих региональных специалистов, одним из главных препятствий для внедрения офсетных контрактов является сложившаяся конъюнктура распределения бюджетных средств. Дело в том, что в РФ исторически принята трехлетняя верстка региональных бюджетов, тогда как офсетные контракты рассчитаны на 10 лет. В российской экономике не принято проектировать такими горизонтами, из-за чего инвесторам трудно верить в гарантии государства.
Дисбалансы ценообразования. Принципы формирования цены в офсетной контрактации – остаются одним из самых трудных вопросов. Медицина потому и стала первой, что в этой отрасли вопросы себестоимости производства наиболее предсказумы. Применительно к другим отраслям все гораздо сложнее. Инвестору (потенциальному производителю) де-факто неизвестна фактическая цена продажи будущей продукции, что является для него дополнительным фактором риска и затрудняет планирование. Ведь он инвестирует в производство значительные ресурсы (от 100 млн до 1 млрд рублей). При этом на период, пока средства будут вкладываться в конвейер, инфляцию никто не отменял.
Одно из предложений, поступивших в рамках дискуссии на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» – попытаться установить алгоритм, ценообразования для офсетных контрактов по соглашению сторон. В случае снижения стоимости продукции исполнитель контракта мог бы требовать соразмерного увеличения объема закупок, гарантируемых заказчиком.
Со стороны Москвы накануне Форума поступило интересное предложение по развитию офсетной практики в медицинской отрасли через консолидированного заказчика. Отдельно взятая больница участвовать в офсетном контракте не может. А вот структура, представляющая нужды сотни больниц – вполне Дело в том, что механизм консолидированного заказа повышает потенциальную прибыльность офсетного контракта. Первый вице-премьер Андрей Белоусов дал поручение Минфину, Минэкономики, ФАС и Минздраву проработать предложение мэра Москвы.
Общий объем заказов Москвы по офсетным контрактам составляет более 90 млрд рублей.
Эмиль Петросян, заместитель руководителя департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы:
– Инструмент офсетных контрактов работает, хотя говорят, что он развивается медленнее, чем хотелось бы. Но на самом деле, не так много времени прошло… Москва удвоила за это время количество офсетных контрактов. В текущем году мы еще пять заключили. Мы рассматриваем этот инструмент, в том числе, как средство экономии. Цифры говорят сами за себя: экономия по уже заключенным контрактам для нас составила 23 млрд рублей.
В части развития законодательства, помимо 44-ФЗ встала необходимость внести изменения в ряд подзаконных актов. В частности был скорректирован механизм предквалификации для офсетных контрактов. Соответствующее постановление Правительства РФ было принято в сентябре прошлого года. В Правительстве Москвы считают, что именно сентябрь 2022 года стал настоящей отправной точкой для масштабного применения офсетов для всех регионов.
Перспективными направлениями для использования офсетных контрактов кроме медицины и общепита, где они уже используются, являются: машиностроение, транспорт, энергетика, техника и материалы для жилищно-коммунального хозяйства, для утилизации бытовых отходов, ИТ-оборудование и другие высокотехнологичные продукты. Инструмент заработает в полную силу, когда мы увидим первые контракты в перечисленных отраслях.
Дмитрий Галкин, замдиректора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга РФ:
– Изначально инструмент офсетных контрактов был противоречив. В рамках медицинской отрасли имеем много положительных примеров межрегионального взаимодействия, в том числе, по ряду технологических задач, которые ранее не были реализованы в Российской Федерации. То есть, для отрасли офсет действительно оказался полезным. Очень разнообразная номенклатура, при небольших финансовых возможностях в сфере производства лекарств и медизделий – делает офсетный контракт хорошим инструментом для промышленного старта.
Предложение Москвы заключать офсетные контракты на территории одного региона, посредством консолидированного заказчика вызвало неоднозначную реакцию у экспертного сообщества.
Самарская область также поделилась опытом офсетной контрактации на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Наталья Катина, заместитель председателя Правительства Самарской области:
– В нашем портфеле один офсетный контракт. Это действующее предприятие на территории области – фармацевтическая компания, которая инвестировала в развитие новой линейки противоопухолевого препарата более 1 млрд рублей. Контракт с инвестором был заключен на 7 лет на 97 млн рублей. Уверены, что 44-ФЗ нуждается в корректировках для проведения совместных закупок на территории одного региона.
Денис Толстых, врио председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга:
– Рынок потребления уровня других субъектов значительно уступает рынку Московского региона. Даже для Ленинградской области, с достаточно большим бюджетом, тот объем поставляемой продукции, которым бы мог в последствии воспользоваться участник офсетного контракта является несоизмеримым с суммой инвестиций, которую необходимо вложить. Это многое объясняет в сложностях внедрения офсетных контрактов. Этот рынок также ограничивают другие побочные факторы: от логистики до кадров. В Санкт-Петербурге более благоприятная среда, которая позволила заключить офсетный контракт на производство и поставку лекарственных препаратов на сумму 8,7 млрд рублей.
Комментариев пока нет