Рабочее заседание Комитета по цифровизации и применению искусственного интеллекта Союза закупщиков прошло в Москве. Участники обсудили тему цифровой зрелости государственных институтов, корпораций, бизнеса, а также наиболее близкие «к земле» и востребованные цифровые решения для российского рынка, на которые сегодня существует реальный спрос со стороны государственных и корпоративных заказчиков.
Главная интрига дискуссии – экономическая эффективность и окупаемость решений на основе ИИ. В использовании ИИ есть ожидаемые выгоды, но есть и риски: связанные с вопросами безопасности, правомерности использования данных.
В аудитории практикующих профессионалов была разобрана полезная практика применения ИИ в закупках корпораций. Этот опыт был в деталях представлен на примере закупочной платформы Росатома, Департаментом по закупкам и договорной работе ОАО РЖД-Технологии был продемонстрирован опыт цифровизации системы закупок, а также детальный разбор нормативной базы, регулирующей цифровую трансформацию субъектов 223-ФЗ.Центром экспериментальных решений “Газпромнефть-Снабжения” были презентованы интеллектуальные сервисы для организации снабжения. Кроме того Руководитель центра подробно рассказал о ключевых решениях, которые помогают корректно планировать потребности в МТР и обеспечивают оперативный мониторинг закупочного процесса.
Напомним, первое установочное публичное мероприятие Комитета по цифровизации и применению ИИ Союза закупщиков произошло в апреле текущего года на XX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в Санкт-Петербурге. Теперь же Комитет перешел от теории к практике, и будет на регулярной основе помогать российским заказчикам и разработчикам ориентироваться в сфере IT.
Генеральный директор Союза закупщиков Павел Тихомиров обрисовал общее состояние зарождающегося рынка цифровых услуг, опираясь на данные актуальной отраслевой аналитики от компании «Ген ИИ»: исследование проводилось в начале 2025 года. Под прицелом реальная (без маркетингового ажиотажа) готовность российского рынка к внедрению ИИ в компаниях разного уровня (коммерческие, с госучастием, МСП, средний бизнес, корпорации).
Со стороны разработчика: всего лишь 10-15% компаний, создающих софт на основе генеративного ИИ, доходят до промышленного внедрения; из них лишь 20% фиксируют для себя реальный экономический эффект.
Со стороны потребителя: до 80% компаний сталкиваются с острым дефицитом компетенций в применении ИИ. Организационная готовность бизнеса к реальной работе с сервисами ИИ оставляет желать лучшего. Под готовностью понимается наличие у компании стратегии, команды и программы обучения сотрудников.
- Обучение! К следующим заседаниям Комитета по цифровизации Союза закупщиков будут привлекаться квалифицированные спикеры, которые проведут общий курс по возможностям нейросетей в закупках и эффективном ведении бизнеса.
Потребительский интерес к ИИ-содержащим сервисам по-прежнему высок, однако сколько-нибудь внятного представления о том, как извлечь из них экономическую выгоду, и как их встроить в производственные бизнес-процессы – нет. Финансово-экономическое обоснование трудно поддается описанию.
По словам Павла Тихомирова, статистика также указывает на слабую технологическую базу для внедрения ИИ. Применяются преимущественно иностранные облачные решения, ограниченные нормами российского законодательства. Барьером остается недостаточно проработанная нормативно-правовая система и связанные с этим риски доверия и безопасного использования программ.
Отечественные разработчики пока не создали продукта, сопоставимого по масштабу с Deep Seek или GigaChat, российские ИИ-содержащие сервисы сегодня развиваются на уровне специализированных агентов, которые можно встраивать к различным системам, использовать для узко-отраслевых задач.
Наталья Зейтениди, генеральный директор БФТ-Холдинга, руководитель Комитета по цифровизации и применению искусственного интеллекта Союза закупщиков:
– Основной проблемой для практического внедрения ИИ является слабо развитая инфраструктура, нехватка отечественных решений. Трудно обосновать необходимость проведения экспериментов с ИИ, особенно в органах государственной власти. При высоких затратах результаты могут быть, а могут и не быть. Поэтому в России позволить себе проекты с искусственным интеллектом могут только крупные компании финтеха и банки.
На сегодняшний день БФТ-Холдинг является разработчиком и интегратором ИИ-содержащих решений для нужд государства. Это уже задействованный и поставленный на службу стране софт. В частности, на портале «Работа в России» при формировании группы требований искусственный интеллект помогает синтезировать предложение соискателю, исходя из его компетенций. Аналогичный сервис от БФТ задействован в деятельности Росреестра, по заказу ведомства БФТ разрабатывает национальную систему пространственных данных. Искусственный интеллект помогает выполнять значительный объем работ в области картографии.
В ходе заседания комитета были озвучены любопытные цифры из аналитического доклада Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ: среднее интегральное значение зрелости различных отраслей к внедрению ИИ. Как ни странно, в 2024 году индекс цифровой зрелости в России немного снизился. По словам Натальи Зейтениди, это может быть связано с маркетинговыми эффектами: первая волна ажиотажа вокруг возможностей искусственного интеллекта схлынула, уступив место рыночному скепсису и холодному расчету.
Из инфографики, представленной в докладе Натальи Зейтениди, явствует неоспоримое лидерство финтеха, как заказчика ИИ-продуктов. Также в передовиках топливно-энергетический комплекс.
Одновременно в России растет число компаний-разработчиков софта на основе ИИ, в стране их счет уже пошел на сотни. Это значит, что у рынка есть потенциал, но пока нет четких сценариев его раскрытия. Вырисовываются оперативные направления, где цифровые сервисы с искусственным интеллектом способны приносить верную окупаемость разработчику и просчитываемый экономический эффект заказчику. В числе таких направлений, например, организация городской среды, что, по словам Натальи Зейтениди, объясняется растущими возможностями и эффектами видеоаналитики.
Показатели цифровой зрелости системы госуправления и ее органов в субъектах вопреки ожиданиям выглядят даже лучше, чем в коммерческом сегменте – анализу подверглись более 2 тыс. РОИВ из всех регионов страны, а также 750 органов местного самоуправления. Данные Москвы в статистике не представлены. Лидерами выступают Московская область и ХМАО. Одной из функций, которая дает региону очки в индексе цифровой зрелости, являются голосовые технологии и сервисы распознавания речи: они повсеместно и на разных уровнях внедряются в системах социального обеспечения. Второй популярной сферой применения ИИ, на которую нацелен госзаказ, является «управление данными».
Во многих регионах созданы центры компетенций для комплексного развития технологии «Искусственный интеллект». Под их задачи (с узкой отраслевой спецификой) выделяются гранты и субсидии. В Московской агломерации вместе с областью их насчитывается уже более сорока.
Наиболее затратным элементом для любой компании, которая занимается разработкой или внедрением ИИ, является использование цифровой инфраструктуры. При этом работа со сторонними облачными сервисами считается однозначно небезопасной. В БФТ считают, что разработчикам проводить исследования и эксперименты предпочтительнее на защищенных мощностях крупных отечественных компаний – таких как Ростелеком.
Важный административный нюанс – это внутренняя санкция на использование ИИ в работе организации. В холдинге БФТ этот вопрос был решен специальным внутренним приказом.
Опыт Москвы в цифровизации закупок с использованием искусственного интеллекта может быть признан эталоном для других субъектов федерации. Презентация этих наработок состоялась на заседании Комитета и заслуживает разбора в рамках отдельной аналитической статьи.
В Москве ИИ применяется для сопровождения пользователя экосистемы: для обратной связи (распознавание и синтез речи, обработка и формирование ответа службы технической поддержки), запущен интеллектуальный чат-бот на Портале поставщиков Москвы, который существенно сокращает время ответа на обращения и повышает точность ответа. Следующим этапом внедрения ИИ, которым уже занимается Москва, является умная навигация пользователей по справочно-правовым системам – своего рода «машинная юридическая консультация» для пользователей.
Виталий Алексанян, начальник Управления цифровизации закупок и развития конкуренции Департамента города Москвы по конкурентной политике:
– Конечно же, перспективное направление для ИИ в закупках – это роботизация повторяющихся потребностей. Это наш основной проект на ближайшую пятилетку. Максимально упростить работу контрактных служб и пользователей системы.
Отдельная история – внедрение ИИ корпоративными заказчиками. В рамках директив Правительства Российской Федерации, стратегии по цифровизации госкомпании и госкорпорации пишут самостоятельно, в соответствии с методическими рекомендациями Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Как отметила в своем докладе Анна Салкова, директор по закупкам и договорной работе ООО «РЖД-Технологии», в новых методических рекомендациях до конца 2027 года ожидается включение требования об установлении КПЭ по внедрению приоритетной группы сквозных технологий (в их числе большие данные и искусственный интеллект).
– Предвосхищая новые методические рекомендации, мы уже разработали инициативы для включения в стратегию цифровой трансформации, которые предполагают внедрение интеллектуальных помощников во всем процессе закупочной деятельности: от планирования закупок до исполнения договора, – рассказала Анна.
Участники дискуссии пришли к выводу, что российский рынок только начал открываться навстречу огромной перспективной и многообещающей технологии. Комитет по цифровизации и применению искусственного интеллекта Союза закупщиков будет содействовать обмену практическим опытом и поиску максимально эргономичных путей цифровой трансформации бизнеса. На этом этапе, российским заказчикам и разработчикам нужен (как минимум) экономический фарватер в сфере применения ИИ и аналитики больших данных.
Представленный на заседании Комитета опыт заслуживает дальнейшей интерпретации и раскрытия. Поэтому в следующих публикациях Цифровые Закупки продолжат разбор представленных презентаций и докладов.
(*В статье использованы слайды из аналитического исследования компании БФТ-Холдинг).
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет