Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Детский общепит: как запустить в работу огромный внутренний рынок и не наделать ошибок?

На платформе ОНФ обсудили нюансы функционирования новой отрасли госзаказа – горячее питание в школе
Детский общепит: как запустить в работу огромный внутренний рынок и не наделать ошибок?
Теги: #Госзакупки #ОНФ #Питание #Экспертиза

47-ФЗ «Обеспечение бесплатным питанием начальной школы в регионах»,  их готовность к новому виду экономической деятельности, общественный контроль и контроль со стороны органов власти обсудили участники онлайн-форума «Про питание».  15 января 2020 года в послании Федеральному собранию Владимир Путин дал поручение организовать бесплатное горячее питание для всех учеников младших классов. Принятие соответствующего закона стало итогом продолжительной политической борьбы общественных организаций, родительского сообщества за честность закупочных процедур, за право детей на качественное питание в школах и детских садах. Во многом принятие закона стало возможным благодаря усилиям активистов Народного фронта, которые постоянно держали проблему в фокусе и донесли ее Президенту в формате конкретных законотворческих инициатив. В конференции приняли участие более 4 тыс человек из разных регионов России.

Важно понимать, что  услуга горячего школьного питания организуется в регионах практически с нуля. При этом деньги из федерального бюджета еще не доведены до субъектов федерации, а система контроля качества поставок еще формируется.  Все это вызывает массу вопросов у поставщиков и заказчиков, на которые попытались ответить участники конференции.

Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, член Центрального штаба ОНФ, депутат Государственной Думы ФС РФ:

– С 2011 года по настоящее время участниками картелей и сговоров было заключено контрактов на поставку питания на 24,9 млрд рублей. По факту это значит, что некоторые предприниматели банально зарабатывали на том, что не докладывали еду в тарелку ребенку. С принятием 47-го Федерального закона появилась возможность решить эту проблему. Наша задача проконтролировать, как бюджетные средства будут расходоваться, насколько качественным будет питание детей в школах. Не могу не остановиться в этой связи на вопросе проведения экспертизы поставляемых продуктов. Мы уже пилотируем в отдельных регионах инструменты экспертизы. К примеру, в Вологодской области реализуется функционал единого склада, благодаря которому учреждениям образования удается бороться с поставками фальсификата. Так, например, благодаря обязательной экспертизе недавно в области развернули фуру с просроченными консервами, которые пытались поставить детям. Мы продолжим усиливать контроль за этой отраслью. Со своей стороны,  ОНФ видит своей задачей – собрать всех представителей органов власти, контролеров, участников  закупок для выработки общих методических подходов: по типу единого окна для заказчиков, поставщиков, общественников.  На сайте ОНФ будет организован специальный раздел с методическими разъяснениями по закону. После окончания пандемии  мы снова обсудим эти проблемы на площадке Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Доклад о проделанной работе будет в текущем году представлен Президенту Владимиру Путину.

По словам Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Анны Кузнецовой, жалобы на некачественное питание в социальных учреждениях все еще продолжают поступать.

Одним из распространенных нарушений является, например, то, что в разных регионах питание детей из малообеспеченных семей организовано по-разному. Также настороженность вызывает несоответствие данных по детскому питанию от официальных источников  той информации, которая поступает от органов общественного контроля.

– Важно продолжать совершенствовать систему мониторинга. Уже определены формы родительского контроля. Важно приходить к унификации и единообразию мониторинга. Нужно найти единую модель взаимодействия родителей и контрольных органов, – подчеркнула Анна Кузнецова.

 «Если компании делят рынок – значит есть ущерб качеству питания детей»

– Если компании делят рынок между собой, значит есть ущерб качеству питания детей, – подчеркнул начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. –Надеюсь, что дополнительное финансирование со стороны государства не станет приманкой для недобросовестных поставщиков. Конечно, для тех, кто поставляет продукты питания – это, прежде всего, бизнес – но он может и должен быть добросовестным. Здесь должны побеждать не те, кто умеет договариваться, а те, кто умеет работать!

По данным ФАС России, с усилением внимания ОНФ и антимонопольных органов к отрасли поставок питания в учреждения образования, уровень злоупотреблений здесь стал заметно ниже. Значительный объем дел, связанных с фальсификатом и сговорами на закупках, уже обработан ФАС. Это уже кардинально сказалось на качестве питания. Однако важно учитывать особенности национальной экономики. Многие компании в регионах годами делят сферы влияния и чувствуют свою безнаказанность. С внедрением механизмов контроля – ситуация будет меняться. При этом ожидается ощутимый резонанс, а возможно даже политическое сопротивление со стороны некоторых органов местной власти.

Екатерина Ульянова, заместитель начальника управления контроля размещения государственного  заказа ФАС России:

– В настоящее время в рамках 44-ФЗ достаточно много инструментов, позволяющих закупить качественное питание: типовой контракт, рейтинг деловой репутации, предквалификация и т.д. Рейтинг деловой репутации поможет заказчикам лучше сориентироваться на рынке. Также в помощь поставщикам и заказчикам планируется составить типовые правила описания объекта закупки для всех видов питания. Существенной проблемой является тот факт, что в ряде субъектов  РФ заказчики уходят от конкурентной процедуры и закупают питание вне рамок 44-ФЗ. От закупок в такой форме необходимо отказываться.

Достаточно острым остается вопрос доведения средств до заказчиков в регионах. Многие заказчики всерьез опасаются, что не успеют заключить контракты на поставку питания до 1 сентября. В Минпросвещения сообщили, что только 15 июля окончательно определились по готовности субъектов к реализации распоряжения. Назвать точную дату выделения субсидий в Министерстве пока не могут. При этом в субъектах уже предусмотрена соответствующая статья расходов. Исходя из этого, в министерстве призвали начать этой статьей пользоваться, отыгрывая соответствующие контракты и не дожидаясь доведения целевых субсидий.

Андрей Родионов, заместитель директора Департамента финансов, экономики и организации бюджетного процесса Министерства просвещения РФ:

– Министерство просвещения готовит субъекты РФ, которые получат субсидии на горячее питание. Для мониторинга и контроля за ситуацией будет создан центральный штаб –  его возглавит первый замминистра. Для заказчиков и поставщиков будет запущена горячая линия по горячему питанию.

«Чай с булочкой теперь не может считаться горячим питанием»

Ирина Шевкун, начальник управления санитарного надзора Роспотребнадзора:

– Нами были разработаны Методические рекомендации по горячему питанию в помощь образовательным организациям, поставщикам, родителям и органам общественного контроля. В этих рекомендациях заложены принципы здорового, физиологически полноценного питания (химический состав, продукты со сниженным содержанием сахара, обогащенность  витаминами и микроэлементами). Также в них содержатся рекомендации по режиму питания и суточной потребности детей. В свою очередь, рекомендации помогут родителям понять, что именно им нужно контролировать и по каким параметрам.

Также Роспотребнадзором разработан проект санитарно-эпидемиологических требований для образовательных учреждений. Проведено анкетирование школьников. Дети жалуются на то, что питание не соответствует их пищевых привычкам. Рекомендации Роспотребнадзора пытаются эти привычки учесть.

«Бизнесу нужно конкретное ТЗ»

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ:

– Дайте людям конкретные примеры организации горячего питания в школе. Хотела бы подчеркнуть, что основная часть предпринимателей – это не злостные нарушители, а добросовестные поставщики. Чтобы они пришли в закупки, нужны четкие, понятные правила участия в поставках питания. Напишите внятно, что именно является горячим блюдом, какова рецептура приготовления и состав. Государство должно не только наказывать, но и стимулировать тех, кто готов и умеет добросовестно работать. Речь идет о колоссальном внутреннем рынке, который можно использовать, в том числе и для поддержки отечественных производителей. Родитель  также должен понимать, что именно он может требовать с предпринимателя.

По словам Елены Дыбовой,  независимая экспертиза нужна не только заказчикам, но и поставщикам:

– Мы понимаем, что сегодня система экспертизы разрушена. В результате заказчику трудно сориентироваться в вопросах цены и качества. Экспертиза не должна быть стихийной: хочу проверяю , хочу – нет. Если бизнес будет заведомо понимать, что его в обязательном порядке станут контролировать, то и шансов у недобросовестных поставщиков  занять рынок не останется.

Кроме того,  Дыбова подчеркнула, что со стороны бизнеса фиксируется огромное количество жалоб на невозможность пробиться на торги из-за засилья аффилированных структур, связанных с поставками питания в регионах.

Валерий Алексеев, руководитель Бюро расследований ОНФ:

– Именно принципиальная гражданская позиция вывела вопрос поставок детского питания на уровень Президента страны. Настало время перейти к конкретным решениям.

Автор: Андрей Троянский

28 июля 2020, 14:42
516
Теги: #Госзакупки #ОНФ #Питание #Экспертиза
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.