Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Большие надежды: вице-премьер Денис Мантуров доложил Президенту об основополагающих начинаниях второй русской индустриализации

Большие надежды: вице-премьер Денис Мантуров доложил Президенту об основополагающих начинаниях второй русской индустриализации
Теги: #Индустриализация

Для достижения технологического суверенитета Министерство промышленности и торговли использует все доступные общесистемные меры: субсидии на НИОКР, займы ФРП, преференции по специальным инвестиционным контрактам. Эти механизмы в текущем 2023 году обеспечили инвестиции в промсектор суммарно на 450 млрд рублей. Одновременно целевые вложения государства в основные фонды промышленности составили рекордные 1,2 трлн рублей. Это деньги из резервов ФНБ направленные в механизмы Кластерной инвестиционной платформы, промышленной ипотеки.

За счет государственного плеча простимулированы инвестиции в основной капитал. В обрабатывающей промышленности они выросли на 12% за 9 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем, большая их часть направлена в наиболее наукоемкие секторы промышленности (всего правительством выделено десять таких направлений технологического суверенитета).

Комплексная поддержка авиа и судостроения направлена на замещение импортных комплектующих и агрегатов линейки среднемагистральных самолетов «Ту-214», «Суперджет» и «МС-21». Продолжается крайне важная для транспортной связанности Сибири и Севера работа по созданию региональных самолетов «Ладога» и «Байкал», по вертолетной технике.

Тесно связанная с авиапромом отрасль, которая создается с нуля – это беспилотные авиасистемы. Есть уже более 40 испытанных моделей с разными полезными нагрузками и сферами применения для гражданских нужд. Отдельная трудоемкая задача на этом направлении – это совершенствование систем контроля воздушного пространства. По словам Мантурова, государство намерено внедрять беспилотники постепенно, одновременно снижая ограничения на полеты, стимулируя спрос, и повышая локализацию производства компонентов и двигателей.

– Россия одна из пяти стран в мире, обладающих технологией производства газотурбинных силовых установок в комплексе. Мы наращиваем выпуск таких двигателей как для боевой, так и для гражданской транспортной авиации. При этом, компетенции, полученные по авиационным двигателям, также позволили нам реализовать проект создания наземных установок большой мощности. В начале следующего года знаковым событием станет запуск в Краснодарском крае первой серийной газотурбинной установки (ГТД 110-М), – сообщил Мантуров.

В том же ключе, по словам вице-премьера, России предстоит освоить широкую линейку дизельных и газопоршневых двигателей. Для их производства уже одобрены займы ФРП на 30 млрд рублей. Основные получатели этих средств – «Трансмашхолдинг» и группа «Синара». К 2027 году они должны выйти на ежегодный выпуск порядка 800 среднеоборотных, и 400 высокооборотных дизельных и газопоршневых двигателей. Они востребованы предприятиями атомной и малой энергетики, транспортной системой (будут устанавливаться на маневровых и магистральных тепловозах, на морских судах).

Большого рывка ожидают от судостроения. Российские верфи уже сделали большой шаг к обретению технологической независимости. Воссозданы крупные проекты круизных лайнеров, судов на подводных крыльях, которые в РФ не производились более 30 лет. С нуля освоено производство катамаранов и электрических речных автобусов. За счет выделения средств ФНБ на льготный лизинг планируется построить более 260 гражданских судов различного назначения до 2027 года. С учетом этой сверхзадачи уже развернута работа по импортозамещению судового оборудования. Акцент делается на серийном производстве критически востребованных узлов и агрегатов (для справки, судовые коленвалы РФ до сих пор заказывает в Турции). Нужны свои элементы движительного, рулевого комплекса, специализированное палубное и рыбопромысловое оборудование.

Аналогичная задача поставлена для топливно-энергетического комплекса по сегменту сжиженного природного газа (СПГ). Отечественные машиностроители при участии заказчиков из  корпоративного сектора создали тестовые образцы оборудования по СПГ. Для их испытания и запуска в серийное производство используется специальный промышленный стенд в Санкт-Петербурге.

Уже освоена наиболее востребованная для этой ниши технология крупнотоннажного сжижения. Страна начала производить плавучие заводы по сжижению СПГ. Уникальное предприятие «НОВАТЭКа» в Белокаменке (Мурманская область), выпускает крупнотоннажные морские сооружения с линией по сжижению природного газа.  В этом году локализовано на 75% строительство гравитационных оснований. На уже готовом бетонном основании монтируют многоэтажные индустриальные модули. В июле текущего года первый плавучий завод весом 600 тысяч тонн отчалил в плавание по Севморпути за тысячу миль к месторождению с бодрым названием «Утреннее».

Государство сделало колоссальные вложения в общесистемные отрасли промышленности, поэтому с ними связаны большие ожидания. В электронике сделана ставка на освоение полного производственного цикла (от материалов и проектирования до своих комплектующих, чипов в готовых программно-аппаратных комплексах). Также по словам Мантурова, речь идет о рождении целой подотрасли электронного машиностроения (станки с ЧПУ, промышленная техника, робототехника).

На стыке станкостроения и электроники запланировано беспрецедентное за последние полвека государственное финансирование. Почти 130 млрд рублей на ближайшие три года – на создание и модернизацию более 70 предприятий к 2030 году. Они дадут стране 170 тыс станков и обрабатывающих центров. Предусмотрены специальные меры поддержки на роботизацию (компенсация скидки на поставку роботехнической продукции в объеме до 30% на каждое изделие). К настоящему моменту определился пул из 7 ведущих отечественных производителей робототехники, в этом году они должны выпустить более 100 единиц продукции. А в целом, статистика роботизации по стране пока не впечатляет: 10 единиц робототехники на 10 тыс человек в производстве. Пока цифры довольно скромные. Но амбиции государства и реальные возможности предприятий значительно больше. Уже сейчас они способны производить до 400 единиц. Ожидается, что для производителей средств производства должны серьезным стимулом станут льготы по налогу на прибыль, которые вступят в силу с начала 2024 года.

Еще один проект технологического суверенитета касается химпрома, который вплетается в кооперационных цепочки всей промышленности.

– По многим веществам, сохраняется высокий уровень импортозависимости, – отметил Денис Мантуров. – Мы хотим возобновить производство порядка 500 продуктов, начиная с базовых цепочек (для развития мало- и среднетонажного сегмента). Подключаем научные организации к разработке веществ, необходимых в минимальных объемах. Затем, за счет предусмотренных бюджетом средств простимулируем инвестиции в создание около 150 новых производств. Это увеличит вклад химической промышленности в ВВП с 7 до 10 трлн рублей.

Промежуточные итоги первого этапа индустриализации можно будет увидеть на экспозиции и обсудить в дискуссионной части XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет 15-17 мая на ВДНХ. Традиционно, тема технологического суверенитета – является в магистральной. При этом контекст закупок, придает каждому вопросу конкретику. Ведь закупки – это процесс исполнения проектов и планов.

Индустриализация требует людей

Все перечисленное выше, подразумеват подготовку тысяч высококлассных технических специалистов, причем уже завтра. Ради этого в позапрошлом году с подачи Союза машиностроителей России стартовал Федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Университетам России, прошедшим специальный отбор и доказавшим эффективную кооперацию с промышленным бизнесом, предоставили право открыть инженерную школу. На текущий момент зарегистрировано 30 таких школ в 15 регионах страны. В их работу вовлечено более 190 индустриальных партнеров и высокотехнологичных компаний: ОСК, Камаз, ОАК, ОДК, а также предприятия госкорпорации Ростех, Роскосмос, Росатом. По сути, речь идет о производственной практике (промышленной интернатуре), начиная с третьего курса обучения. Это новый формат подготовки инженерно-технических кадров, основанный на междисциплинарном подходе. За два года на поддержку передовых инженерных школ из федерального бюджета было выделено 12,6 млрд, рублей, – 4,3 млрд рублей – привлечено из внебюджетных источников. Программа предусматривает грантовую поддержку. В текущем году Совет по грантам под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова отобрал еще 20 победителей на создание ПИШ. Таким образом их число возрастет до 50 при этом в 8 субъектах РФ школы будут созданы впервые.

Владимир Гутенев, председатель Комитета ГД РФ по промышленности и торговле:

– Важно, что к финансированию передовых инженерных школ будет применена хорошо зарекомендовавшая себя методика оценивания Научно-образовательных центров мирового уровня. В зависимости от успешности работы школ будет проводиться ротация получателей грантов с разделением их на группы лидеров, стабильных и отстающих. Это позволит не только эффективно выстроить работу школ, но и рационально использовать бюджетные средства.

Автор: Андрей Троянский

22 декабря 2023, 15:35
395
Теги: #Индустриализация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.