Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Без инвестиций в базовую науку страна проиграет

Проблема закупок в НИОКР – острейшая тема Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»
Без инвестиций в базовую науку страна проиграет
Теги: #НИОКР #технологический суверенитет

Инвестиции в наукоемкую продукцию, технологии и разработки – это хроническая проблема России. Сейчас страна борется за свой технологический суверенитет, однако развитию НИОКР препятствует сама конъюнктура государственных и корпоративных закупок, а также принципы и идеология рыночных отношений. Инвестиции в науку априори являются нерентабельными и высокозатратными. Для закупок наукоемкой продукции и исследований не существует никаких правил. В стране нет закона о НИОКР. Эта сфера отпущена в свободное плавание.

  1. Во-первых, все инновационное – это зона рискованных инвестиций. Нет гарантий, что новое, окажется более эффективным и надежным, чем уже применяемое или иностранное.
  2. Во-вторых, на начальном этапе (до вывода в серию) наукоемкая продукция обладает высокой (не рыночной) ценой. Проблема компенсации завышенной цены в российском законодательстве о закупках никак не решена.

Приведем характерный расклад, который касается любой российской госкомпании или госкорпорации. Для упрощения и наглядности возьмем сетевую инженерную инфраструктуру.

Главный инженер условной сетевой компании (имеющий в распоряжении бюджет из условных 100 млн рублей на 100 км. инфраструктуры), с применением инновационных композитных материалов сможет заменить только 50 км. линии, а не 100. Он бы и рад использовать на практике новые композитные решения, однако у него есть четкие задачи, предписанные технологическим регламентом. Точно так же обстоит дело и в любой другой отрасли: от машиностроения и химпрома, до электроники с энергетикой. Всюду венчурные инвестиции стоят на порядок дороже, чем проверенные решения.

Та же самая проблема себестоимости встает и при внедрении уже верифицированных инноваций. Потому что во всех компаниях применяется годовое финансовое планирование, причем, еще и частично не согласованное с планированием закупочным. Таким образом, у органа, уполномоченного заниматься закупками, элементарно на хватает полномочий, на принятие решения о расходовании средств на альтернативные технологии и наукоемкую продукцию взамен архаичной.

Некоторые госкорпорации, чтобы решить данную проблему используют собственные программы инновационного развития. Так, например, в ПАО «Россети» придуман сложный трехступенчатый механизм: 1) окно инноваций; 2) апробация; 3) пилотирование. На это выделяется ограниченный бюджет.

Тем не менее, это не решает общей проблемы для крупных инфраструктурных компаний. Не говоря уже о том, что подобные программы инновационного развития имеются далеко не у всех заказчиков. Кто-то предпочитает зарабатывать на том, что есть, не заглядывая вперед на 5-10 лет.  Дело усугубляется тем, что государство до сих пор четко не определилось с критериями инноваций. Что именно считать инновацией, как их верифицировать? Правительство пытается решить этот вопрос через создание специального Реестра результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Единый реестр НИОКР начали интенсивно развивать в последние годы. Документ постоянно пополняется, превращается в серьезную комплексную базу больших данных. Однако, чтобы госкомпании, госкорпорации и сторонние инвесторы воспринимали этот документ всерьез – требуется еще огромная титаническая работа. В том числе и с реформой законодательства. Пока что бизнес не спешит воспринимать данный реестр как нечто серьезное.


На
XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» подробно по этой проблеме высказался Сергей Максимов, главный научный сотрудник Института проблем развития науки РАН, член Экспертного совета при Комитете по защите конкуренции Государственной Думы РФ:

– Все, кто имеет отношение к науке, знают, что у нас специфический реестр. Он стал более развитым и весомым инструментом. Но по-прежнему в этом реестре нет всех результатов научной деятельности, РНД, которые производятся в нашей стране. Во-первых, по понятным причинам, в нем отсутствуют результаты, которые получены за счет внебюджетных средств. Да, можно зарегистрировать, разместить в этом ресурсе, но мотивов для этого у коммерческих компаний очень мало. Бизнес не заинтересован размещать результаты полученных НИОКР в общей базе. Ведь стимулов для этого нет. Есть какие-то робкие попытки, но они ничем не увенчались. А для закупок бизнеса это принципиально важно. Во-вторых, проблема и с государственными заказчиками. Уверен, что если бы органы государственной власти, которые закупают НИОКР, точно знали, что конкретный научный результат в конкретной области давно получен, дело бы пошло гораздо быстрее. РНД нужно просто идентифицировать и понять, что тебе нужен именно этот результат. Но у госзаказчиков нет доступа к РНД. Большинство из них просто объявляют конкурс на закупку, не имея точного представления о том, где находится этот результат, и сколько он стоит.

Более того, по словам Максимова, возможно даже такое развитие событий, когда выяснится, что РНД уже создан за бюджетные деньги. Таким образом, может быть обеспечен беззатратный доступ госоргана к результату. Но этого не происходит из-за банально несвязности баз данных. Из-за отсутствия бюрократических механизмов и внятного, нормативно очерченного статуса науки в закупках.

– Мы хотим за Отечество порадеть и разработать Закупочный кодекс Российской Федерации, в котором будет особенная часть, посвященная науке. Отдельная глава, которая будет посвящена закупкам НИОКТР. Закупать научные работы и результаты научной деятельности по общим правилам, как доказал наш длинный 10-летний опыт, – невозможно. Не достигается. Подчеркну, что это лишь крупица из вала претензий и жалоб в отношении системы закупок, которые поступают со стороны Академии наук, научных институтов.

Также, по словам Максимова, требуется разработка отдельной главы: «Особенности закупок НИОКТР, которой необходимо дополнить оба основных закона в области публичных закупок. Однако это потребует весьма трудозатратной реформы 44-ФЗ и 223-ФЗ. Потребуется править общие нормы, которые закреплены в базовых статьях этих законов.

Некоторые авторитетные исследователи предлагают не углубляться в реформы закупочного законодательства, а решить вопросы «на берегу», через нормирование затрат.

Так проект сторонников государственного планирования в экономике «Кристалл роста»
предлагает решить вопрос за счет «включения затрат на научно-​исследовательские и опытно-​конструкторские работы (НИОКР) по внедрению новых изобретений, технологий и техники в состав себестоимости выпускаемой продукции с коэффициентом 3».

Какой бы сценарий не выбрали для российской науки, уже понятно, что основным инвестором процесса должно быть именно государство. Это полностью меняет прежний подход, который оказался провальным. Напомним, прежняя стратегия «инновационного развития России» (до 2020 г.) предполагала, что доля бюджетных затрат на НИОКР будет постепенно снижаться — с 69% в 2010 году. до 43% в 2020. А доля частных инвестиций наоборот – расти (до 57%). Эти планы оказались безумной утопией. Больше десяти лет наука просто стагнировала. РФ тратила на инновации менее 1% ВВП, в то время, как развитые экономики в пять-семь раз больше: те самые, которые все это время импортировали в РФ свои технологии электронику и машины.

Частные инвестиции в НИОКР оказались сказками для бедных и наивных аборигенов. Недавно это ярко продемонстрировали США, приняв так называемый «Закон о чипах и науке». Этот закон  предполагает, что в период с 2022 по 2027 финансовый год включительно американское правительство направит 174 млрд долларов(!) на финансирование высокотехнологических НИОКР, включая межведомственные программы по стимулированию промышленных инноваций и содействию коммерциализации изобретений, разработанных при использовании средств бюджета. США лидер по государственным инвестициям в НИОКР (709 млрд долларов в 2021 году).

Два обнадеживающих события случились этой весной.

В апреле в Туле прошло заседание президиума Госсовета под председательством Президента, где он поддержал предложение губернатора Тульской области Алексея Дюмина выработанные вместе с промышленниками. Согласно этим предложениям бюджетные расходы на НИОКР в РФ уже в 2024 году должны составить 1,5% ВВП, а в 2030 — порядка 3%.

А в мае была принята Концепция технологического развития РФ. Критериями эффективности предусмотрен «рост внутренних затрат на исследования и разработки (в сопоставимых ценах) не менее чем на 45%» (то есть, тот самый подъем с 1% ВВП до 1,5%).

Кроме того, в Госдуме (Валерий Селезнев, первый зампред комитета по энергетике) предложили создать министерство высоких технологий. Но эта идея едва ли была услышана. А зря.

Справка

  • Данных Росстата по инвестициям в РФ НИОКР за 2022 год нет.  По данным Statista, в 2022 году Россия входила в топ-10 стран по общим затратам на НИОКР во всех областях с показателем 52,2 млрд долларов. Это примерно в 10 раз меньше, чем в Китае. Одним из драйверов развития НИОКР в России являются экстренные требования импортозамещения. Но это не точно. Из официальных мер поддержки развития НИОКР в РФ есть: льготный кредит на пополнение оборотных средств, механизм СПИК, избирательные программы ФРП и единая субсидия на НИОКР, требования по которой были существенно смягчены.

Автор: Андрей Троянский

26 июня 2023, 14:37
513
Теги: #НИОКР #технологический суверенитет

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.