ako1
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Батальоны просят госплан

Предприятиям ОПК требуется стратегия выхода на гражданский рынок со списком приоритетной продукции, которую намерено закупать государство
Батальоны просят госплан
Теги: #диверсификация #Индустриализация #национальные квоты #ОПК

Почти год назад Правительство РФ объявило о начале диверсификации оборонно-промышленного комплекса, которую приходится проводить в  условиях сурового санкционного давления и смены технологических укладов. За это время была проделана огромная работа по реформе законодательства и формированию нормативной базы. Впервые за последние 25 лет в экономике РФ появились элементы государственного планирования в виде национальных квот на закупку инновационной продукции российского происхождения. Правда, пока не ясно, как именно Правительство страны станет их применять на практике.

Оборонный комплекс насчитывает 1,5 тысяч предприятий, которые обеспечивают работой 2 млн человек.  Что происходит с процессами диверсификации сегодня? Что производится? Насколько задействованы высокие технологии в производстве гражданской наукоемкой продукции? Сколько средств выделяется на НИОКР?

Банкиры и их доноры

На запрос Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации 81 регион и 9 интегральных корпораций предоставили свои предложения на основе реального опыта, спроса на продукцию гражданского назначения, реального положения дел. Львиная доля этих предложений касается механизмов финансирования.

Это значит, что индустриальный сектор продолжает испытывать жесткий финансовый дефицит и нуждается в четких заказах от государства, находится в кабальной зависимости от спекулятивных банковских структур. Тревожные сигналы такого рода поступают из разных регионов. В Санкт-Петербурге, например, отмечают высокую степень дебиторской задолженности и дефицита оборотных средств. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах.

В северной столице назвали условия сохранения рентабельности головного исполнительного ГОЗ при сокращении оборонзаказа. Таким обязательным условием должно быть направление не менее двух третей фактически полученной прибыли по контрактам на развитие производственных мощностей, т.е. переоборудование производства под изготовление гражданской продукции. Совершенно очевидно, что далеко не все предприятия могут себе позволить такие инвестиции.

Так, по свидетельству президента Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Николая Клейна, сегодня у 70% предприятий доля ГОЗ составляет 75-95%. Исторически природа гособоронзаказа такова, что полученной прибыли хватает, в лучшем случае, на выплату зарплат сотрудникам и латание дыр в крыше – минимальное поддержание работоспособности производственных мощностей. Если к этому добавить еще и выплату кредитной задолженности банковским структурам под драконовские проценты, то об инвестициях в новые производственные линии можно забыть.

Есть также проблемы с ценообразованием для гражданской продукции ОПК, поиском новой рыночной ниши товаров и передовых конструкторских разработок. Предприятия не знают,  как выйти в гражданский сбыт. На многих производствах отмечается несогласованность производственных и бюджетных циклов планирования. Оборонные предприятия заявляют, что для успешного перехода на гражданские рельсы им требуются долгосрочные кредиты, налоговые льготы, субсидии…

Для финансового стимулирования сбыта гражданской продукции задействованы возможности Фонда развития промышленности. По программам Фонда поддерживается более 100 проектов диверсификации ОПК на сумму порядка 28 млрд рублей. На ближайшие три года в рамках отраслевых программ Минпромторга (авиация, судостроение, электроника) на поддержку гражданских компетенций запланировано выделить более 328 млрд рублей.

От микросхем к приборостроению

Особым приоритетом диверсификации является радиоэлектронная отрасль. Здесь Минпромторгом выделены такие приоритеты как создание систем хранения данных, серверного телеком-оборудования (сетей 5G), умных приборов, систем для энергетики и транспорта. По всем приоритетным направлениям радиоэлектроники будет сформировано 12 консорциумов –  разработчиков и производителей. Из них 4 уже создано.

Нельзя игнорировать зарождающуюся индустрию роботизированной войны – использование цифровых инструментов и рост информационной насыщенности всех процессов обеспечения ведения военных действий.

Новое приборостроение требуется не только для нужд армии – те же технологии и приборы нужно использовать в энергетике, транспорте, медицине, безопасности….

Но есть тотальная проблема, которая доходит до масштабов национальной катастрофы: ни государство, ни тем более, производители не знают, какую номенклатуру товаров делать завтра, в ближайшие 5 и тем более 10 лет. Становление нового промышленного направления не происходит стихийно. Ничего не возникнет само по себе, только потому,  что в мечтах чиновников  существует гипотетический рыночный спрос.

Для того чтобы конвейер двойного назначения заработал, необходимо государственное планирование: проектирование и запуск новых индустрий, с конкретными задачами и заранее известными характеристиками востребованной продукции. Условно говоря, прежде чем производить прибор и выходить с ним на рынок, необходимо сначала создать отрасль народного или оборонного хозяйства, с «ячейкой» для этого прибора. Даже маркетинговые стратегии для товаров широкого потребления подразумевают предварительное проектирование потребительской среды.

Красивые цифры, большие заказы

Предприятиям ОПК, участвующим в диверсификации обещают помочь с продвижением продукции на гражданском рынке, для этого предприняты специальные законодательные шаги – т.е. легализованы квоты на закупку такой продукции. При этом, однако, пока остается невыясненным объем этих квот, а также виды продукции, которые гарантировано будет закупать государство. Без этого понимания предприятиям невозможно планировать свою промышленную политику. К сожалению,  Минпромторг затягивает с подготовкой программы с «Реестром приоритетных гражданских проектов», которая должна сориентировать ОПК по видам продукции (ранее планировалось представить ее в октябре). Не стоит забывать и том, что «квотирование» распространяется не только на продукцию ОПК, а на всю номенклатуру промышленных изделий российского производства.

Пока же Минпромторгом РФ разработана экономическая модель диверсификации до 2030 года, которая является глобальной стратегией, но не содержит конкретных решений. Образно говоря, в ней указаны только оперативные направления диверсификации, но нет рецептов…

Олег Рязанцев, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

– Приоритеты развития построены исходя из отраслевых документов планирования и увязаны с национальными проектами в области инфраструктуры, транспорта, информационного обеспечения, безопасности.  Для гарантированного сбыта продукции гражданского авиастроения мы завершаем формирование государственного гражданского заказа на новую авиатехнику до 2030 года. Также происходит наращивание затрат на разработку и внедрение инноваций с прицелом на экспорт.

Реестр приоритетной продукции, по словам Рязанцева, на данный момент включает порядка 600 проектов, которые находятся на разной стадии реализации, более 90 проектов планируется запустить в следующем году.

Авиапром и судостроение действительно могут стать реальным инструментом по выводу страны из экономического кризиса.

По предварительным оценкам, потенциальный спрос должен составить около 770 самолетов и 600 вертолетов. Обнадеживающие показатели в отрасли гражданского судостроения (88 контрактов уже реализуется для промыслового флота, пять из них уже выполнены российскими верфями. Всего до 2030 года планируется поставить более 100 судов).

Свыше 150 единиц морской техники потребуется для развития Севморпути, реализуется госзаказ на производство газовозов, первый из которых планируется сдать в 2023 году. Судостроительный комплекс «Звезда» подписал контракт на строительство 15 таких судов. Начато строительство судов на СПГ для региональных туристических маршрутов. Начато строительство судов на воздушной подушке для труднодоступных районов Крайнего севера.

При условии развития механизмов льготного лизинга в отрасли пассажирского и транспортного судостроения российская промышленность будет обеспечена заказами на производство 330 судов до 2030 года.

Минпромторг предлагает диверсифицироваться в гражданском авиастроении, беспилотниках, телекоммуникационном оборудовании, вычислительной технике, оптических приборах, гражданском судостроении и морской технике, железнодорожной инфраструктуре, спецтехнике, медицинском оборудовании.

Штучная индустриализация – «прорыв» на выставку

Лидерами диверсификации называют крупнейшие индустриальные холдинги: Камаз, Вертолеты России, Швабе, ОАК, ОДК, Уралвагонзавод, КРЭТ. У каждой из этих корпораций есть 1-5 магистральных продуктов двойного назначения, которые предъявляются в качестве потенциального доказательства успешной диверсификации на различных форумах и выставках.

Однако, при всем уважении к технологическим достижениям наших промышленных гигантов – упомянутое явление не является полномасштабным «переходом на гражданские рельсы», которого ждут и от которого зависит будущее Российской Федерации.

Настоящий «переход на гражданские рельсы» должен приводить к ускорению производственных циклов, реформе технологических цепочек, а самое главное – к росту промышленного производства внутри страны, строительству новых заводов и конструкторских бюро. Но таких признаков, согласно данным Росстата и Счетной палаты, мы пока не наблюдаем. То, что демонстрируют на выставках – есть ничто иное как «штучная диверсификация».  Для полноценного использования этой продукции необходим государственный заказ на тысячи единиц новейших товаров.

 Автор: Андрей Троянский

19 ноября 2020, 19:01
515
Теги: #диверсификация #Индустриализация #национальные квоты #ОПК
Ещё по данной теме