Предоставление средств регионам из федерального бюджета в форме кредитов стало сильным трендом внутренней политики последних лет. Нельзя не заметить, что при этом доля коммерческих кредитов в региональном обеспечении планомерно снижается. А недавние корректировки Бюджетного кодекса принятые Госдумой во втором и третьих чтениях, окончательно освобождают банковскую систему от функций основного кредитора хозяйственной деятельности субъектов РФ.
Целиком картина читается вместе с финансовой политикой ЦБ. Главный регулятор поднял планку по ключевой ставке на 20%, что сделало дальнейшее сотрудничество бизнеса и промышленности с коммерческими банками абсолютно бессмысленным. Ни одно предприятие реальной экономики не способно обеспечить возвратность средств в таком диапазоне, поскольку не обладает такой доходностью. На этом фоне бюджетный кредит выглядит более чем адекватным.
По своей сути, бюджетные кредиты являются возвратными, но безвозмездными – ставку в 0,1% можно назвать чисто символической. В условиях высокой инфляции это означает, что в будущем субъекты РФ должны будут вернуть сумму, равную взятой сумме в номинальном выражении. Напомним, что сопровождение бюджетных кредиторов всех видов осуществляет Федеральное казначейство.
Государство последовательно расширяет свои кредитные инструменты для регионов. Помимо традиционных бюджетных кредитов с прошлого года им предлагаются инфраструктурные бюджетные кредиты, предоставляемые также на льготных условиях. Их можно направить на финансирование больших инфраструктурных строек в разных отраслях жизнеобеспечения: от энергетики и транспорта до социальной инфраструктуры. До 2023 года регионы должны получить инфраструктурные кредиты на сумму не менее 500 млрд рублей.
В России планируется реализация 1200 инфраструктурных проектов. Заявки на них получены от 83 регионов.
Появится еще один кредитный инструмент. Минфин России работает над правовыми механизмами для предоставления единой субсидии регионам, участвовать в пилоте будут высокообеспеченные регионы, в случае успеха – практика будет распространена на все субъекты РФ. Упор будет сделан на развитии городских агломераций по нацпроектам, будут усовершенствованы механизмы межрегионального и межмуниципального сотрудничества в закупках.
Согласно Поправкам в бюджетный кодекс, регионы будут освобождены от погашения в текущем году задолженности по бюджетным кредитам. Оно переносится на 2029 год. Это станет огромным подспорьем для дефицитных регионов. Бизнесу и промышленности благодаря экстренным мерам поддержки дали время на перенастройку логистики и конвейера, снизив налоговую нагрузку в условиях санкционного давления. На время этих процессов во многих регионах снизится налогооблагаемая база, и уменьшится количество собираемых налогов. А часть этих выпадающих доходов просто будет компенсирована дешевыми государственными кредитами.
Комментариев пока нет