Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Региональных заказчиков научат жить по средствам

Минфин предлагает проект программы по защите регионов от роста задолженности
Региональных заказчиков научат жить по средствам
Теги: #Инфраструктурный кредит #Казначейское сопровождение #Регионы

Под подозрением программы государственно-частного партнерства (ГЧП), концессии и даже сверхпродуктивный инструмент государственных казначейских кредитов, за два года успевший стать достойной альтернативой банковской системе. Главный финансовый регулятор не пытается вышеперечисленные механизмы отменить, однако предлагаемые ограничительные меры: а) связывают руки тем, кто данными инструментами активно пользуется; б) демотивируют бизнес и частных инвесторов зарабатывать в государственном заказе.

Основные меры, предлагаемые в программе:

  1. Ограничить предоставление регионам казначейских кредитов инвестиционного характера (ИБК и СКК) в расчете из уровня их госдолга с учетом бюджетной обеспеченности.
  2. Установить бездефицитный бюджет для регионов с госдолгом более 100%.
  3. Направлять сверхплановые доходы и весь прирост дотаций на выравнивание, на социально защищенные статьи расходов и погашение долга.
  4. Ограничить выплаты инвесторам по договорам о государственно-частном партнерстве, концессионным и лизинговым соглашениям.
  5. Ужесточить требования к инфраструктурным проектам при их отборе и обеспечить безусловное достижение эффектов, которые оговаривались при согласовании казначейского кредита.
  6. Отказывать инвесторам в мерах поддержки, в случае если они не реализовали проект или не смогли обеспечить поступление налогов в тех размерах, которые были предусмотрены соглашениями.

Очевидно, что при таком подходе «за бортом» оказываются регионы с низкими нормативами бюджетной обеспеченности – то есть, как раз те субъекты, где больше всего востребованы дешевые деньги на модернизацию социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и промышленных объектов.

Появление потолка доходности в проектах ГЧП – тревожный звонок для системы государственно-частных взаимоотношений, которая и без того складывалась непросто. Даже без ограничений на доходность частные инвесторы не выстраивались в очередь на партнерство с государством. А при действующих финансовых правилах жизни страны «потолок» может стать непреодолимой «стеной» и для немногих желающих сотрудничать. Цифры говорят сами за себя. До повышения ключевой ставки значения ставок безрисковых инструментов, таких как облигации федерального займа составляли порядка 11%. В проектах «с отрицательной доходностью» концессионерам будет попросту не на чем зарабатывать.

Проект программы, презентованный в «Ведомостях», еще не стал нормой, он еще обсуждается, и у представителей других министерств к нему неоднозначное отношение. Однако на фоне резкого повышения ставки ЦБ РФ, которая делает маловероятным доступ реального сектора к дешевым деньгам – это очень опасная тенденция. В новых финансовых условиях, любые формы небанковского кредитования компаний промышленности, энергетики, стройки – оказываются буквально их последней возможностью остаться на плаву. Небанковские механизмы кредитования подразумевают субсидирование кредитной ставки из бюджета, форматы долгосрочного кредита на льготных условиях, возможность адресно привлекать средства в наукоемкие и сложные дискретные производства с большим количеством переделов.

При этом механизмы контроля, предусмотренные Федеральным казначейством, на порядок более высокоразвиты, прозрачны и достоверны. В них априори заложены элементы нормирования затрат, целевого прослеживания средств, оценки эффективности контрактов и даже риск-ориентированный подход с предварительной профилактикой ошибок. Если условно допустить сопоставление банковской системы с возможностями современного казначейского сопровождения, то это как сравнивать телегу с космическим кораблем.

Странное совпадение, но выглядит так, будто оздоровительный проект Минфина идет вразрез с политикой аппарата правительства. Буквально двумя неделями ранее премьер Михаил Мишустин наоборот максимально либерализировал правила работы региональных финансовых систем, особенно по ситуациям, которые касаются инвестиций.

В частности, он подписал постановление, которое позволяет регионам списывать бюджетные кредиты, взятые для вложений в инфраструктуру, в упрощенном порядке. Так, субъектам разрешили учитывать в предъявляемой к зачету сумме размер налоговых доходов, которые проект генерирует еще на инвестиционной стадии.

В целом, тренд на развитие бюджетного кредитования преподносится на высшем политическом уровне как основной и магистральный, и спасительный для страны. Его инициатором считается Президент Владимир Путин: объемы казначейского кредитования регионов последовательно растут. Новости пестрят заголовками о новых стройках и программах, продвигаемых во всех уголках страны за счет бюджетного кредитования из государственной кассы.

Кроме инфраструктурных кредитов (выдаваемых на срок 15 лет по ставке не выше 3%) есть еще несколько механизмов, которые все увереннее входят в обиход хозяйственной жизни России, вытесняя на обочину организации коммерческого кредитования. Это инфраструктурные облигации, государственные концессии, единая региональная субсидия. Государство в этих схемах финансирования может выступать и в качестве заказчика, и в качестве гаранта денежного обеспечения проектов.

В первой половине текущего года в широкое применение пошел инструментарий так называемого «Инфраструктурного меню», которое Правительство РФ разработало по инициативе Президента России. Оператором меню является подвед Минстроя – «Фонд развития территорий». В этом году впервые казначейский кредит стало возможным применить на проектах промышленной кооперации (прежде только на инфраструктурные объекты). Совместными усилиями Минпромторга и Минстроя была разработана Единая региональная субсидия, а также институт межрегиональных промышленных кластеров, который только начинает жить.

В этом году специальные казначейские кредиты были одобрены новым регионам России на модернизацию ЖКХ, а также 73 регионам – на обновление автобусных парков и 11 регионам Дальнего Востока – на реализацию мастер-планов городов. Недавно в Минстрое подвели итоги конкурса по заявкам регионов на очередную партию новых бюджетных кредитов.

Кроме того, этим летом Госдума приняла законопроект Минэкономразвития о донастройке механизмов ГЧП и концессии. Споры по поводу этого регулирования велись на протяжение года, и в итоге был избран наиболее либеральный для субъектов РФ вариант. Один из ключевых моментов – это разрешение компенсации концессионеру его расходов на проект практически без ограничений. Получается, что сразу после принятия закона финансовый блок правительства может попытаться нейтрализовать его действие…

В числе мотивов, которыми руководствуется Минфин, прежде всего называют обеспокоенность ростом задолженности регионов перед федеральным бюджетом.

Это действительно важно, но возникает зеркальный вопрос: почему министерство не испытывает равноценной тревоги по поводу опасной задолженности регионов перед коммерческими банками? А предложения ввести тотальный законодательный запрет на займы органов региональной и муниципальной власти у коммерческих банков почему-то никогда не получали одобрения со стороны финансового блока. Хотя это проблема хроническая, ей много лет, и  куда более серьезная, чем рентабельность бюджетного кредитования регионов.

По своему изначальному замыслу, казначейский кредит, не задумывался как средство заработка государства на нуждах субъектов. Это априори дотационный механизм обеспечения  опережающего роста, механизм строительства средств производства, которые будут приносить прибыль государству и обществу опосредовано в долгосрочной перспективе: через повышения уровня благосостояния конечных потребителей, через улучшение деловой среды.

Высчитывать недостачу копеек в этой системе тем более странно при зашкаливающих сверхдоходах банков, полученных на валютных спекуляциях и рекордных объемах вывоза капитала. Для информации, у российских банков в текущем году уже накопилась прибыль в 900 млрд руб., а за два предыдущих года они заработали 2,6 трлн руб. Нет ли в этой реке изобилия утечек национального благосостояния? Эти деньги ведь сделаны не из воздуха, и они вообще никак не работают на пользу российской экономики. Для сравнения, весь механизм инфраструктурных облигаций умещается в скромные 500 млрд рублей на два года.

Справка

  • В прошлом году Инфраструктурное меню Минстроя было дополнено новым механизмом инфраструктурных облигаций под гарантии ДОМ.РФ в объеме 150 млрд руб. Это позволит обеспечить предоставление льготных инфраструктурных займов под 4% сроком до 15 лет, а по отдельным проектам – до 30 лет.
  • Среди регионов инструменты ГЧП и концессии наиболее популярны в Санкт-Петербурге (общая стоимость проектов – 394 млрд руб., из них частные средства – 263,6 млрд), Московской (361 млрд и 278 млрд руб. соответственно) и Самарской (221 млрд и 126 млрд руб.) областях. В прошлом году лидерами стали Татарстан (109 млрд руб., из них частные – 32 млрд), Нижегородская (79 млрд и 51 млрд руб. соответственно) и Омская (65 млрд и 29 млрд руб.).

Автор Андрей Троянский

21 августа 2023, 18:06
516
Теги: #Инфраструктурный кредит #Казначейское сопровождение #Регионы
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.