Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правила конкуренции: настройка звука

ФАС России о новом прочтении ключевых норм закупочного законодательства
Правила конкуренции: настройка звука
Теги: #Антимонопольное регулирование #ФАС

О жалобах, единственных поставщиках, маркетплейсах и тарифном регулировании. На Петербургском форуме контрактных отношений Антимонопольной службой были озвучены важные правовые нюансы экономической жизни.

В ФАС России на регулярной основе продолжают поступать обращения правоохранительных органов. При этом вопросы, которые содержатся в этих обращениях, уже носят более конкретный характер, что свидетельствует о развитии самих дисциплинарных механизмов. Они стали более предметными, а значит более точными в применении.

В I полугодии 2023 года увеличилось количество поступивших жалоб (28 138) по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (22 030) на 27,7%.

Отчасти увеличение количества жалоб в 2023 году связано с ростом количества размещаемых процедур, экономика страны оживает и набирает обороты. При этом, играет роль и их качество.

В текущем году выросло именно число обоснованных жалоб в ФАС. Участники адаптировались к новым условиям и повысилась их квалификация. В то же время, ФАС по-прежнему сталкивается с таким явлением как профессиональные жалобщики.

Максим Шаскольский, руководитель ФАС России:

– В целях исключения возможных манипуляций со стороны профессиональных жалобщиков (связанных, например, с отзывом жалобы) ФАС проинструктировало территориальные органы о возможности проведения внеплановых проверок, даже если жалоба отозвана. Вне зависимости от того, по какой причине она отозвана Комиссия антимонопольной службы все равно будет разбираться в вопросе на основании сигнала о возможном нарушении закона. Поэтому заказчикам целесообразно следить за складывающейся правоприменительной практикой…

ФАС России работает над усовершенствованием механизма противодействия профессиональных жалобщиков. Антимонопольная служба предлагает ограничить круг лиц, которые могут подавать жалобу на закупку со специальной предквалификацией, только теми, кто имеет соответствующий опыт. Если опыта нет – то жалоба будет возвращаться. Пока что техническая возможность для реализации такого механизма отсутствует. Однако после доработке ЕИС такая опция станет возможной. – В качестве пилотного проекта мы предлагаем реализовать это в сфере строительства: возможность обжалования закупки сделать доступной только лицам, включенным в реестр СРО (саморегулируемых организации в сфере строительства), – предложил Шаскольский.

В среднем по отрасли: за последний год ФАСом рассмотрено по существу 3223 жалобы, из которых по 1851 жалобе заявитель не являлся членом СРО. А в 152 случаях заявитель был членом СРО, однако без соответствующего уровня ответственности.

С 1 сентября текущего года начал функционировать Единый реестр сведений о членах СРО в сфере строительства и их обязательствах. Мы предлагаем при поступлении жалобы на закупку в сфере строительства осуществлять предварительную проверку лица, подающего жалобу, на предмет членства в СРО. По результатам тестового периода, такой механизм может быть закреплен законодательно.

  • Механизм профессиональной предквалификации в закупках зачастую сопряжен с наличием фиктивных договоров о наличии опыта в закупках и подложных документов. ФАС усиливает превентивный контроль. Участились случаи предоставления документов, имеющих признаки фальсификации (в том числе контрактов и договоров, предоставляемых в качестве оценки при проведении электронных конкурсов). Незаконная победа участника, предоставившего подложные документы, противоречит принципам добросовестной конкуренции и наносит ущерб конечным потребителям. Риск некачественного исполнения или срыва контракта – достаточно велики.

В целях подтверждения достоверности по наличию опыта Комиссия ФАС России обыкновенно запрашивает доказательства у уполномоченных органов (подтверждающих реальный факт строительства, тип объекта, наличие соответствующих разрешений).

ФАС вместе с Минстроем работает над созданием Единой базы уже возведенных объектов капстроительства. Такой документ даст заказчику возможность достоверной проверки квалификации поставщика.

Механизм едпоставщиков пора сворачивать

Усилено внимание ФАС России к работе регионов в рамках 46-ФЗ.

Одним из запросов со стороны профессионалов закупок к ФАС России является приведение всех замечаний по  работе с едпоставщиком в единый свод правил. Чтобы у регионов был понятный пример: как действовать правильно, и как недопустимо. Заметим, что подобная политика ФАС – своеобразный маршрутизатор для участников закупок с красными флажками, является одной из самых полезных опций антимонопольной службы.

Однако у Антимонопольной службы свой взгляд на будущее данного механизма. В ФАС России считают, что его пора сворачивать. А значит – и никакие разъяснения не потребуются. Контролер постоянно сталкивается с неправомерным использованием этого механизма. При этом наблюдается завышение цены по таким контрактам, возникают проблемы со сроками исполнения.

Выступая на Форуме контрактных отношений Максим Шаскольский подчеркнул, что в госзакупках субъектов РФ наблюдается тенденция, когда крупные контракты заключаются с ограниченным числом едпоставщиков, а по результатам конкурентных процедур заключается множество небольших госконтрактов. Срочность при госзакупках, на которую ссылаются заказчики, зачастую является формальным поводом, чтобы провести закупки у едпоставщика. Нередки случаи, когда на поверку никакой срочности не было.

Немногим ранее о том, что многие регионы пользуются инструментом закупок у едпоставщика некорректно, говорил заместитель министра финансов Алексей Лавров:

– Мы проведем анализ таких закупок и представим его в правительство РФ с точки зрения принятия решения: а вообще нужно ли и в каком формате нужно продлевать эти особые полномочия субъектов РФ и муниципальных образований.

Ждать ли сплошных проверок по закупкам у едпоставщика?  

До массовых проверок не дойдет, полагает Максим Шаскольский, поскольку в ФАС уверены, что через несколько месяцев массовая практика закупок у едпоставщика должна завершиться.

– Считаем ее нужной на тот момент, когда решение принималось. Однако, механизм уже выполнил свою миссию. Никакой необходимости в его продлении нет. Видим злоупотребления и вред для конкурентной среды. переходить в режим конкурентных процедур, – заключил Шаскольский.

Справка

  • За период функционирования 46-ФЗ в России заключено более 37 тысяч контрактов с единственным поставщиком на сумму, превышающую 1,6 трлн рублей.

Маркетплейсам прописали саморегулирование

Еще одной животрепещущей темой, пересекающейся с работой Антимонопольной службы, является стремительное развитие в России закупок малого объема (ЗМО) и цифровых сервисов, которые их обеспечивают (региональных маркетплейсов, специальных сервисов электронных торговых площадок и торговых экосистем госкорпораций). Пока эта форма закупок не зарегулирована. Однако по мере накопления такими сервисами экономической власти и больших объемов данных у ФАС может и должно возникнуть желание ее контролировать и регулировать в целях защиты конкуренции.

На Петербургском форуме контрактных отношений глава ФАС заверил, что если правильно задать те рамки, которые будут удобны и заказчику и исполнителям, – то в эту среду «нужно поменьше вмешиваться». – Нужно мониторить успешность этих механизмов, поменьше туда вмешиваясь, – заявил Максим Шаскольский.

В недавнем итоговом отчете главы ФАС о работе ведомства для Государственной Думы эта позиция изложена более развернуто. В частности, говоря о состоянии конкуренции на рынке цифровых платформ, Шаскольский отмечает, что одним из наиболее эффективных механизмов развития цифровой экономики является сочетание государственного регулирования и саморегулирования. Под саморегулированием, по Шаскольскому, следует понимать внешние условия, при которых участники рынка добровольно, руководствуясь принципами, не осуществляют недобросовестных практик по отношению к потребителям, конкурентам и другим лицам.

Тарифная политика и деловая среда

Еще одной важнейшей (если не сказать ключевой) функцией ФАС России является усиление контроля за обоснованностью тарифов. Ради этого в июле ведомство затеяло небольшую внутреннюю реформу, решив наделить надзорными полномочиями свои территориальные органы. Прежде такими вопросами мог заниматься лишь центральный аппарат службы. А это значит, что внеплановые проверки антимонопольщиков станут более веским инструментом воздействия на региональные власти в части тарифной политики. Как сообщает бизнес – это, весьма востребованная функция, влияющая на деловую среду. В Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» поддержали это решение, поскольку оно поможет бороться, например, с тарифным неравенством по отношению к предпринимателям в некоторых субъектах РФ (по вопросам энергопотребления, обоснованностью нормативов на вывоз ТКО и т.д. )

Автор: Виктория Сухорукова

23 сентября 2023, 13:16
344
Теги: #Антимонопольное регулирование #ФАС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.