Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Место науки в закупках, как оплачивать развитие без денег и правил оплаты?

Проблемы внедрения НИР и НИОКР в работу российских заказчиков
Место науки в закупках, как оплачивать развитие без денег и правил оплаты?
Теги: #НИОКР

В 2025 году Правительство России сообщило о планах увеличить инвестиции в науку на 13%. Звучит хорошо, но все познается в цифрах.  Общий объем финансирования на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2022—2024 годах по 34-м отраслевым госпрограммам оценивался на сумму более чем 1,4 трлн рублей (за три полных года). Для сравнения в Китае, только за один 2024 год расходы КНР на НИОКР превысили 3,6 трлн юаней, то есть 500 миллиардов долларов. Что на 8,6 процента больше, чем в 2023. Картина по американским инвестициям в прикладную науку выглядит такой же исполинской.

Какая технологическая политика будет полезна в условиях ограниченного бюджета и страшной недокредитованности экономики страны? Если принять за данность высокую ключевую ставку и неспособность банковской системы организовать адекватное финансовое обеспечение промышленности и науки.

Существуют разные сценарии, предложенные Президентом и Правительством. Это привлечение средств фондового рынка, малознакомые российскому промбизнесу криптовалюты и цифровые рубли, проектное финансирование, государственно-частное партнерство, форвардные и офсетные контракты.

Некоторые финансово избыточные регионы находят нетривиальные решения для быстрого развития науки. Они действительно заслуживают внимания, и посильного масштабирования на всю страну.

В частности, есть замечательная практика Москвы, когда крупные корпорации ищут инновационные решения для своего бизнеса через технологические конкурсы. Отбор проходят стартапы и малые предприятия, заинтересованные в создании отраслевых проектов под запрос крупного игрока. Порядка 30 процентов участников в дальнейшем запускают совместные продукты или получают инвестиции. В столице уже прошло 32 технологических конкурса, в которых приняли участие более 900 компаний. В результате суммарно предприятия привлекли свыше 1,8 миллиарда рублей и провели более 550 пилотов.

Еще один узко-профильный инструмент был анонсирован Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в 2024 году. Он предложил стимулировать обновление производственных мощностей предприятий обрабатывающей промышленности с помощью увеличения для них базы для расчета амортизации в объеме 200% затрат на российское оборудование и НИОКРы.

Это позволит компаниям, закупающим НИОКРы (и оборудование), в течение года после приобретения квалифицировать эти затраты в статусе результатов хозяйственной деятельности. Такая косвенная льгота существенно снизит налогооблагаемую базу тому бизнесу, который действительно занимается технологическим развитием, а не делает вид.

Схема выглядит рабочей и перспективной, но в России есть сложности с самим заказом на НИР и НИОКР, с практикой их оценки и приобретения. Включение результатов научной деятельности (РНД) в закупки – это огромная системная проблема, которую до сих пор никто не решил.

  1. Отсутствует работающий способ сбора, экспертизы и верификации РНД (чтобы они не повторялись и действительно содержали научную новизну). Нет единого релевантного фонда или реестра РНД, доступного для всех заинтересованных заказчиков.
  2. Проблема практической нереализуемости права ученого на участие в публичных закупках. Формально, физическое лицо, в том числе ученый, может участвовать в публичных закупках. Однако в стране нет ни одного примера, когда бы ученый (не являющийся индивидуальным предпринимателем) выиграл государственный или муниципальный контракт на закупку НИОКР.
  3. Отсутствует система рыночной оценки РНД (чтобы закупать нечто, надо понимать хотя бы его приблизительную себестоимость).

На Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 2022 года дискуссия о конкуренции и ценообразовании в науке, которая считалась второстепенной и проходной, неожиданно оказалась якорной и самой острой. Профессиональному сообществу был представлен доклад о работе по специальному распоряжению Правительства РФ (номер 24Р), которым предписывалось разработать дорожную карту развития конкуренции в науке. Естественно, разработать никому ничего не удалось. Это физически невозможно: потому что конкуренция подразумевает наличие закупок. А сколько-нибудь вразумительной механики и правоприменительной практики закупок РНД в России не существует.

Приглашаем продолжить это ключевое для страны обсуждение для выработки жизнеспособных нормативных решений в 2025 году. XX Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» пройдет в Санкт-Петербурге с 23 по 25 апреля.

Самом экономически эффективным из всех известных методов включения НИОКР в хозяйственную деятельность промышленного бизнеса являются инжиниринговые центры  – консорциумные объединения (разработчиков, научных школ и промбизнеса) вокруг нацпроектов под гарантии спроса на будущую продукцию со стороны государства.

Наибольшего успеха в режиме такого добровольного синтеза удалось добиться в отрасли IT и микроэлектроники. В том же сценарии достаточно успешно развиваются Трансмаш и химпром.

Примечательно, что в нормативных настройках нацпроектов наконец-то появились формулировки для наукоемких проектов.  Так, предусмотрены «меры ответственности за неисполнение обязательств участников проекта с учетом права на обоснованный риск». То есть, теперь законодательство, по крайней мере, признает существование обоснованного риска. А значит, появится адекватный алгоритм его оценки и включения в начальную максимальную стоимость (товаров, работ, услуг).

Также нормативным базисом нацпроектов учитываются особенности закупок отдельными заказчиками высокотехнологичной продукции, которые являются организациями с государственным участием, реализующими программы инновационного развития при реализации национальных проектов технологического суверенитета».

За этим нагромождением слов скрывается недостающее звено для строительства закупочной практики НИОКР. В резолюцию Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» еще несколько лет назад было внесено предложение о разработке отдельной главы: «Особенности закупок НИОКТР, которой необходимо дополнить оба основных закона в области публичных закупок.

Еще одна рекомендация касалась создания единого реестра РНД *не просто ради реестра, а специально заточенного под дальнейшее использование в закупках). Прежде всего, для понимания того, какие разработки уже принадлежат государству и  уже созданы за бюджетные деньги. Другие госзаказчики и компании с госучастием банально не знают об их существовании. А если бы знали, то таким образом, был бы обеспечен беззатратный доступ любого госоргана к результату. Инвестор мог бы сразу сосредоточить все ресурсы на внедрении вместо того, чтобы изобретать велосипед.

К сожалению, государство не желает знать, «где сидит фазан». И до последнего момента, вообще избегало такой темы как госсобственность на РНД. Иначе пришлось бы как-то делить поляну с корпоративными претендентами на эти разработки.

В целом вопрос принадлежности РНД – это табуированная тема в нашей экономической идеологии. Все более-менее конкретно, когда речь идет об исследованиях в частных лабораториях – которых кот наплакал. Когда имеются в виду плоды творчества полугосударственных институтов с унитарным статусом, то их РНД покрывает «туман рынка».

За которым белой лошадью бродит призрак госмонополии на результаты научной деятельности. Или если не госмонополии, то хотя бы понятных правил для транзита и присвоения таких технологий. Объективно должна существовать какая-то национальная «копилка» открытий с доступом для бизнеса, который хочет потрудиться на благо страны. Защищенная от вывоза за границу «и утечки мозгов».  Что-то вроде программ с открытым технологическим кодом, но открытым только для «своих» производителей.

Автор: Андрей Троянский

30 января 2025, 23:27
251
Теги: #НИОКР

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.