В 2025 году Правительство России сообщило о планах увеличить инвестиции в науку на 13%. Звучит хорошо, но все познается в цифрах. Общий объем финансирования на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2022—2024 годах по 34-м отраслевым госпрограммам оценивался на сумму более чем 1,4 трлн рублей (за три полных года). Для сравнения в Китае, только за один 2024 год расходы КНР на НИОКР превысили 3,6 трлн юаней, то есть 500 миллиардов долларов. Что на 8,6 процента больше, чем в 2023. Картина по американским инвестициям в прикладную науку выглядит такой же исполинской.
Какая технологическая политика будет полезна в условиях ограниченного бюджета и страшной недокредитованности экономики страны? Если принять за данность высокую ключевую ставку и неспособность банковской системы организовать адекватное финансовое обеспечение промышленности и науки.
Существуют разные сценарии, предложенные Президентом и Правительством. Это привлечение средств фондового рынка, малознакомые российскому промбизнесу криптовалюты и цифровые рубли, проектное финансирование, государственно-частное партнерство, форвардные и офсетные контракты.
Некоторые финансово избыточные регионы находят нетривиальные решения для быстрого развития науки. Они действительно заслуживают внимания, и посильного масштабирования на всю страну.
В частности, есть замечательная практика Москвы, когда крупные корпорации ищут инновационные решения для своего бизнеса через технологические конкурсы. Отбор проходят стартапы и малые предприятия, заинтересованные в создании отраслевых проектов под запрос крупного игрока. Порядка 30 процентов участников в дальнейшем запускают совместные продукты или получают инвестиции. В столице уже прошло 32 технологических конкурса, в которых приняли участие более 900 компаний. В результате суммарно предприятия привлекли свыше 1,8 миллиарда рублей и провели более 550 пилотов.
Еще один узко-профильный инструмент был анонсирован Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в 2024 году. Он предложил стимулировать обновление производственных мощностей предприятий обрабатывающей промышленности с помощью увеличения для них базы для расчета амортизации в объеме 200% затрат на российское оборудование и НИОКРы.
Это позволит компаниям, закупающим НИОКРы (и оборудование), в течение года после приобретения квалифицировать эти затраты в статусе результатов хозяйственной деятельности. Такая косвенная льгота существенно снизит налогооблагаемую базу тому бизнесу, который действительно занимается технологическим развитием, а не делает вид.
Схема выглядит рабочей и перспективной, но в России есть сложности с самим заказом на НИР и НИОКР, с практикой их оценки и приобретения. Включение результатов научной деятельности (РНД) в закупки – это огромная системная проблема, которую до сих пор никто не решил.
- Отсутствует работающий способ сбора, экспертизы и верификации РНД (чтобы они не повторялись и действительно содержали научную новизну). Нет единого релевантного фонда или реестра РНД, доступного для всех заинтересованных заказчиков.
- Проблема практической нереализуемости права ученого на участие в публичных закупках. Формально, физическое лицо, в том числе ученый, может участвовать в публичных закупках. Однако в стране нет ни одного примера, когда бы ученый (не являющийся индивидуальным предпринимателем) выиграл государственный или муниципальный контракт на закупку НИОКР.
- Отсутствует система рыночной оценки РНД (чтобы закупать нечто, надо понимать хотя бы его приблизительную себестоимость).
На Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 2022 года дискуссия о конкуренции и ценообразовании в науке, которая считалась второстепенной и проходной, неожиданно оказалась якорной и самой острой. Профессиональному сообществу был представлен доклад о работе по специальному распоряжению Правительства РФ (номер 24Р), которым предписывалось разработать дорожную карту развития конкуренции в науке. Естественно, разработать никому ничего не удалось. Это физически невозможно: потому что конкуренция подразумевает наличие закупок. А сколько-нибудь вразумительной механики и правоприменительной практики закупок РНД в России не существует.
Приглашаем продолжить это ключевое для страны обсуждение для выработки жизнеспособных нормативных решений в 2025 году. XX Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» пройдет в Санкт-Петербурге с 23 по 25 апреля.
Самом экономически эффективным из всех известных методов включения НИОКР в хозяйственную деятельность промышленного бизнеса являются инжиниринговые центры – консорциумные объединения (разработчиков, научных школ и промбизнеса) вокруг нацпроектов под гарантии спроса на будущую продукцию со стороны государства.
Наибольшего успеха в режиме такого добровольного синтеза удалось добиться в отрасли IT и микроэлектроники. В том же сценарии достаточно успешно развиваются Трансмаш и химпром.
Примечательно, что в нормативных настройках нацпроектов наконец-то появились формулировки для наукоемких проектов. Так, предусмотрены «меры ответственности за неисполнение обязательств участников проекта с учетом права на обоснованный риск». То есть, теперь законодательство, по крайней мере, признает существование обоснованного риска. А значит, появится адекватный алгоритм его оценки и включения в начальную максимальную стоимость (товаров, работ, услуг).
Также нормативным базисом нацпроектов учитываются особенности закупок отдельными заказчиками высокотехнологичной продукции, которые являются организациями с государственным участием, реализующими программы инновационного развития при реализации национальных проектов технологического суверенитета».
За этим нагромождением слов скрывается недостающее звено для строительства закупочной практики НИОКР. В резолюцию Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» еще несколько лет назад было внесено предложение о разработке отдельной главы: «Особенности закупок НИОКТР, которой необходимо дополнить оба основных закона в области публичных закупок.
Еще одна рекомендация касалась создания единого реестра РНД *не просто ради реестра, а специально заточенного под дальнейшее использование в закупках). Прежде всего, для понимания того, какие разработки уже принадлежат государству и уже созданы за бюджетные деньги. Другие госзаказчики и компании с госучастием банально не знают об их существовании. А если бы знали, то таким образом, был бы обеспечен беззатратный доступ любого госоргана к результату. Инвестор мог бы сразу сосредоточить все ресурсы на внедрении вместо того, чтобы изобретать велосипед.
К сожалению, государство не желает знать, «где сидит фазан». И до последнего момента, вообще избегало такой темы как госсобственность на РНД. Иначе пришлось бы как-то делить поляну с корпоративными претендентами на эти разработки.
В целом вопрос принадлежности РНД – это табуированная тема в нашей экономической идеологии. Все более-менее конкретно, когда речь идет об исследованиях в частных лабораториях – которых кот наплакал. Когда имеются в виду плоды творчества полугосударственных институтов с унитарным статусом, то их РНД покрывает «туман рынка».
За которым белой лошадью бродит призрак госмонополии на результаты научной деятельности. Или если не госмонополии, то хотя бы понятных правил для транзита и присвоения таких технологий. Объективно должна существовать какая-то национальная «копилка» открытий с доступом для бизнеса, который хочет потрудиться на благо страны. Защищенная от вывоза за границу «и утечки мозгов». Что-то вроде программ с открытым технологическим кодом, но открытым только для «своих» производителей.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет