Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

ГЧП – неизбежная система нормирования завтрашнего дня

Проектное финансирование с разделением рисков
ГЧП – неизбежная система нормирования завтрашнего дня
Теги: #ГЧП #Производственная кооперация

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ не оставляет промышленности шансов развиваться сугубо рыночными методами. Но есть и другие комплексные механизмы, до которых физически дозрели экономика и финтех.

При ключевой ставке, превышающей окупаемость более чем в два раза, трудно представить себе производственный бизнес, способный расти в одиночку. Единственный сценарий, позволяющий выйти живым из финансового концлагеря (т.е. продолжать производить, зарабатывать, инвестировать в развитие) – это производственная кооперация в рамках проектов ГЧП.

Государственно-частное партнерство  – это иной масштаб работы, не умещающийся в классические рыночные клише.

Важно, что законодательный блок успел выстроить нормативную базу под новый формат хозяйственных отношений. Летом 2024 года Госдума приняла во втором и третьем чтениях жизненно важный закон «о ГЧП в промышленности». Он позволяет распространить механизм государственно-частного партнерства не только на государственных заказчиков, но и на коммерческий индустриальный бизнес.

ГЧП требует более высокого качества планирования, нормирования затрат, гарантированного спроса и разделения рисков на всех участников кооперационной цепочки (включая субподряд).

Самое интересное: ГЧП в промышленности имеет окупаемый замысел только в том случае, когда это партнерство нацелено на освоение полного производственного цикла. То есть, всей цепочки от собственных материалов и сырья, до сбыта готовой продукции (с пониманием всей структуры цены и с управляемым ценообразованием).

Для такой модели экономических отношений являются деградационными некоторые факторы, составляющие основу классической рыночной идеологии.

Так, лишней для ГЧП является искусственная конкуренция (то есть, конкуренция в которой посредники и перекупщики выступают такими же равноправными субъектами закупок, как и настоящие производители). Лишними для ГЧП являются банковские издержки. Позиционирование банка – как нейтральной стороны закупок. В ГЧП неуместно присутствие стороны, которая не несет ответственности и не разделяет риски.

В термине ГЧП логическое ударение падает на слово «партнерство». У партнерства есть правила, на него действуют непреложные научные законы физики. О том, как устроено партнерство, шла речь в ходе Национального промышленного конгресса.

Владимир Николаев, председатель комиссии ТПП РФ по развитию физической инфраструктуры информационных технологий, гендиректор НПП «Гиперлайн»:

– От бизнеса, участвующего в проектах технологического суверенитета, требуется курс на капитализацию – то есть, задача работать не на сиюминутную операционную прибыль, а в долгую. Такие цели могут быть достигнуты только в партнерстве государства, бизнеса и науки/образования. Такое партнерство должно формироваться изначально и быть рассчитано на полный цикл запланированного технологического пути. Партнерство ради чего? Не владея полным производственным циклом и закупая готовую продукцию, мы зависим от ценовой политики конкурентов. Мы оплачиваем, по сути, их инвестиции в их технологическое развитие. Не можем управлять своей себестоимостью и ставить планы по ее снижению. На наших глазах происходит передел международной системы разделения труда. Благодаря этому открываются интересные возможности. Мы это видим, в том числе по запросам клиентов, которые (по разным причинам) не хотят закупать западную и китайскую продукцию. Курс на производство полного цикла и его реализация в натуральном выражении (когда мы планируем нашу деятельность в штуках готовой продукции)  – это сам, по себе, мощнейший мультипликатор всех ценностей для всех партнеров-участников проекта.   

Ключевое условие партнерства в ГЧП – это долгосрочное планирование. Под этим термином подразумевается постоянное согласование плана и его подстройка под актуальные условия.

Российский бизнес может отталкиваться только от внутреннего рынка. То есть, от существующего в натуральном выражении спроса на конечную продукцию, которую можно разложить на импортные и локальные компоненты. В сущности, такой проектный конструктор конечной продукции – это уже основа плана, по которому можно двигаться. Работая с эффективным заказчиком и ориентируясь на его потребность можно ставить задачи перед продуктом. Если «в лоб» создать импортозамещающие аналоги невозможно, то включается поиск альтернативных технических решений.

Проекты полного технологического цикла хороши тем, что позволяют объединять потребности различных индустрий и тем самым повысить окупаемость отдельных низкомаржинальных поставщиков в кооперационной цепочке. Гарантированный спрос, обеспеченный государством, является ведущим стимулом. Если проект наукоемкий, то фокус смещается с коммерческой составляющей на реализацию идеи.

Любое взаимодействие в рамках ГЧП подразумевает обязательную систему взаимозависимости всех участников проекта, включая кредитно-финансовый институт, занятый в проекте.

ГЧП – это, наверное, единственный случай в формате рыночных отношений, который делает кредитную организацию ответственной стороной проекта. Во всех других известных форматах закупок банковская система стабильно позиционирует себя нейтральным наблюдателем, который не является стороной контракта или договора и несет нулевую ответственность. Но при этом, однако, всегда страхует свои финансовые риски за счет бюджетных и правовых гарантий государства с огромным дисконтом.

В проекте ГЧП все стороны могут требовать исполнения обязательств друг от друга. Создай производство, выпускай продукцию, обеспечь рабочие места, обеспечь контроль качества, не перепрофилируйся, реинвестируй в конвейер полученную прибыль. Когда дело доходит до серийного выпуска коммерческого продукта, то запускается мультипликатор частного капитала. В конструкции полного производственного цикла все риски являются управляемыми, понятными и предсказуемыми.

Принципиально важный нюанс: в проекте ГЧП финансовая поддержка дается в залог создающихся производственных активов. То есть, в залог материально технической, интеллектуальной и кадровой базы, которая будет создана на земле. За счет распределения ресурсов и раскладки «яиц по разным корзинам» – это фактически безрисковая инвестиция.

ГЧП требует безусловного доступа к капиталу. Доступ к капиталу должен быть упрощен именно на этапе старта проекта.

Построенное партнерство позволяет добиваться результата через разделение ответственности. Взаимная зависимость участников проекта ГЧП является сильнейшим экономическим стимулом. Этот стимул, по факту, подменяет персональную ответственность, которая является сильнейшей стороной госплана.

Но если в случае с госпланом нормирование, управление структурой цены, устранение издержек и перерасходов являются принудительными и насаждаются извне…  То в ГЧП данные функции вменяются участникам проекта в виде их добровольной персональной ответственности.

Важно, что теперь по поручению Президента РФ в проектах ГЧП обязана участвовать Корпорация ВЭБ.РФ. В задачи ВЭБа входит не только обеспечение финансовой доли государства, но также  поручительство и контроль распределение рисков, своеобразный арбитраж за тем, чтобы выгода была обеспечена для всех сторон.

  • 10 трлн ₽ — объем законтрактованных инвестиций по проектам ГЧП запланированный до 2030 года, по расчетам ВЭБ это обеспечит рост проектов ГЧП на 30% к уровню 2024-го.

Минэк сообщает, что  государство готово поддержать проекты индустриального ГЧП на следующих конкурсных условиях:

Если это проекты с объемом инвестиций более 10 млрд рублей. Не менее 15% в них должно составлять финансирование за счет собственных средств. При этом прямое финансовое участие государства составит 50%.

Приветствуются проекты, подразумевающие реконструкцию частных промышленных предприятий, или создание новых производственных объектов в критически важных отраслях промышленности на частной земле.

И самое главное: проект должен соответствовать таксономии технологического суверенитета. (Описана одноименным документом Правительства РФ, где обозначены жизненно важные технологические направления развития страны, выраженные в конкретной товарной номенклатуре. Те наукоемкие конечные изделия, которые государство будет закупать в ближайшем столетии: напрямую либо через государствообразующие корпорации).

Автор: Андрей Троянский

27 ноября 2024, 01:29
267
Теги: #ГЧП #Производственная кооперация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.