О принципах работы антимонопольного ведомства, а также о концепции развития конкуренции в региональном аспекте «Цифровым Закупкам» рассказал статс-секретарь заместителя руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
– Сегодня у российских регионов есть ключевые показатели и планы по развитию конкуренции, которые они сами для себя определили. Насколько естественной и живой является эта планка? Нет ли здесь в своем роде потемкинской деревни? И выполняются ли заявленные планы регионами?
– План по развитию конкуренции очень удачно и гармонично сочетается с национальными проектами. Для того чтобы качественно вложить государственные средства, нужны те, кто сможет их освоить. Если не будет достойных исполнителей и поставщиков, способных побороться за государственный заказ, то, как это бывает, деньги уйдут в никуда вместе с компанией, которая их получит в результате неконкурентной закупки, что мы не раз уже проходили. Вопрос правильный. Три года назад, когда мы только подходили к планам по конкуренции, выяснилось, что по регионам очень трудно установить некий единый показатель. Потому что экономическая ситуация в разных субъектах РФ может сильно отличаться. Не существует какого-то стабильного среднего уровня. Поэтому, на мой личный взгляд, некоторые показатели в национальном плане по развитию конкуренции оказались заниженными. А это значит, что большинству регионов их выполнить было слишком просто. Мы сейчас готовим национальный план развития конкуренции на следующий период. Думаю, что к этим показателям в плане мы подойдем уже более дифференцированно. Также мы столкнулись с местными нюансами конкуренции, когда инспектировали регионы: в некоторых географических точках конкуренция хромает в дефицитных отраслях народного хозяйства. Так, на Чукотке проблема с развитием животноводства: хорошо обстоят дела только у оленеводов. Зато есть конкуренция в малой авиации. На Чукотке это основной вид транспорта. Подчеркну, что развитие конкуренции – в интересах любого губернатора, который действительно печется о процветании своего региона, ведь чем выше конкуренция, тем больше налоговая база, больше приток денег в бюджет и больше рычагов влияния на снижение цен.
– Не является ли сама административная модель РФ источником рисков для сговора на торгах? Ведь региональные власти не могут вернуть государству бюджетные средства, которые не удается освоить в нацпроектах. В результате их приходится в спешном порядке тратить, в том числе и на неконкурентные закупки, заключая контракты с подставными поставщиками. Что делать с такой «палочной» бюджетной системой?
– Здесь палка о двух концах. Мне известна логика и закупщиков в регионах (с ней даже можно отчасти согласиться), но и в логике Минфина есть доля правды. Если дать возможность возвращать средства, то в регионах никто не будет шевелиться, ничего не будут делать или станут выполнять меньше, чем требуется. А ведь по исполнению нацпроектов не случайно поставлены очень жесткие сроки. Приходится выбирать путь наименьших затрат. Не самые лучшие решения с точки зрения экономики могут, однако, оказаться более приемлемы в стратегической перспективе.
– Есть ли на данный момент статистика по эффективности работы новой системы выявления картелей «Цифровой кот»?
– На самом деле элементы и инструменты программы, которые легли в ее основу, используются уже давно. Крупнейшие дела о картелях на торгах, которые мы сегодня знаем, это уже заслуга системы «Цифровой кот». Практически вся борьба с картелями на торгах ведется с помощью программных средств. Мы давно уже не ездим, чтобы делать выемки на торгах. Есть определенные маркеры в данных о закупке, которые позволяют выявить возможный сговор. Это десятки параметров, которые изучаются специалистами. Если мы видим, что эти параметры входят в критическую зону, мы приступаем к детальному расследованию. Также у правоохранительных органов существует специальная аппаратура, которая позволяет снимать данные с компьютеров, не изымая физическое устройство и сохраняя его в так называемом верифицированном виде. Таким образом гарантируется то, что эта информация снята полностью и не изменена в процессе съема и изучения.
– «Цифровой кот» – это уже завершенная система или предполагается ее дальнейшее развитие?
– Система будет развиваться дальше – в сторону анализа больших данных, в нее заложена такая возможность. Чтобы шел охват не только структурированной информации по закупкам, не только специализированных баз данных, а происходила одновременная обработка открытых источников.
– Компетенции «Цифрового кота» ограничиваются только 44-ФЗ? Ведь и в 223-м законе огромное количество лазеек для антиконкурентных процедур…
– Пока что да, только 44-ФЗ, но уверен, что постепенно в область проверки надо включать и 223-ФЗ. По крайней мере никаких технологических препятствий для этого нет. Пока что система привязана к конкретным базам информации, но аналитика больших данных развивается, а значит, что «Цифровой кот» способен работать по всему информационному пространству закупок и для него не остается так называемых слепых зон. Многие инструменты нашей автоматизированной системы мы хотим направить и на другие антимонопольные нарушения (не только связанные с закупками). Алгоритмы «Кота» можно использовать для анализа рынка, например, и для проблем, связанных с ценообразованием.
Расклад из флешек свидетельствует против вас
По данным ФАС, на 70 проверок приходится 5–6 случаев, когда требуется выемка документации. Зачастую в этих случаях сотрудники ФАС едут даже не за подтверждением подозрений, а за вещественными доказательствами. Характерный пример – громкое дело о закупке лекарств в Республике Дагестан (доход картеля превысил 2 млрд рублей). Нагрянув в офис фармкомпании, инспекторы обнаружили в одном ящике стола полный комплект коррупционера: электронную цифровую подпись Минздрава, ЭЦП всех конкурентов и ЭЦП Федерального казначейства. Как говорят в Управлении по борьбе с картелями ФАС России, выезжая в Дагестан, оперативная группа заранее знала, что эти цифровые подписи лежат в офисе компании. Ведь с их помощью картель выходил на торговые площадки, где остаются электронные следы.
Беседовали: Андрей Троянский, Елена Полякова
Комментариев пока нет