Конкурс журналистов

Подмосковье. Малый бизнес. Точка входа

Елена Волкова о том, как Электронный магазин стал двигателем предпринимательской активности в Подмосковье
Подмосковье. Малый бизнес. Точка входа
Теги: #44-ФЗ #Бизнес #Госзаказ #Конкуренция #МСП #Регионы #Форум #Цифровая экономика #Цифровизация

Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области Елена Волкова в эксклюзивном интервью рассказала сетевому изданию «Цифровые Закупки» о том, за счет чего малый бизнес становится активным поставщиком государства.

– Елена Николаевна, в настоящее время 44-ФЗ, регулирующий контрактную систему, находится на этапе реформирования. Уже подписаны три закона по упрощению системы закупок, и работа в этом направлении продолжается. Как эти перемены сказываются на экономике Московской области? Уже есть ощутимый эффект?

– Давайте вспомним, ради чего началась корректировка 44-ФЗ. Для того, чтобы сделать процесс расходования бюджетных средств более эффективным и более понятным, исключить коррупционную составляющую и довести деньги до реального сектора экономики. Как раз последние правки закона об этом говорят: мы переходим на более простые и более удобные процедуры закупок, при этом с начала 2019 года контракты заключаются исключительно в электронной форме. Все иные способы (кроме аукциона) – конкурсы, запросы предложений – также переведены в электронный формат. Что это значит? Круг потенциальных участников закупок может быть существенно расширен. Теперь они получили возможность принять участие в торгах независимо от места нахождения.

География закупок в Подмосковье сегодня – вся территория Российской Федерации. Безусловно, это сделает конкуренцию более жесткой, но в конечном счете приведет к повышению статуса и расширению возможностей действительно квалифицированных и добросовестных подрядчиков. Это первое, что сделал законодатель, и это очень важно: мы считаем, что эффект от данного нововведения уже есть.

– Одним из достижений региона считается Электронный магазин – удобный сервис для размещения закупок малого объема, внедренный в Московской области больше года назад. В чем его основные преимущества? Каких результатов уже удалось добиться?

– Да, мы пошли в своей системе закупок несколько дальше других регионов. У нас по законодательству была, скажем так, неурегулированная сфера – это закупки малого объема, минимальный порог которых с 1 июля повысился со 100 до 300 тыс. рублей. Такого рода закупки ничем не регламентировались, поэтому заказчики как хотели, так их и проводили. Например, по желанию подписывали на бумаге; отдавали контракты поставщикам, с которыми они привыкли работать… Мы этот сегмент давно у себя в регионе сделали открытым и прозрачным. В 2015 году первым шагом стало создание электронного ресурса. Существовали определенные сложности как технического, так и правового характера. Поэтому для всех заказчиков Электронный магазин заработал с прошлого года. На наш взгляд, первые результаты работы этого ресурса впечатляют. За 8 месяцев 2018 года было размещено закупок на 7,4 млрд рублей и сэкономлено около 1,4 млрд рублей. То есть экономия составила порядка 19% в той области, где ее раньше не предполагалось.

Более того, мы провели анализ исполнения этих малых контрактов – насколько снижение стоимости повлияло/не повлияло на результаты и на качество. По нашим аналитическим данным, процент расторжения таких контрактов очень низкий – около 2–3%, не больше. А это значит, что механизм зарекомендовал себя как очень действенный, соответственно, это большой шаг в сторону повышения эффективности закупок. Мы знаем организации, которые в том числе участвуют в электронных аукционах – в Электронном магазине, они также активно принимают участие и не боятся снижать стоимость, завоевывая рынок малых закупок.

– Продукты и сервисы Подмосковья для сферы закупок ежегодно демонстрируются на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Так, например, в этом году на стенде вашего региона были представлены действующие подсистемы Единой автоматизированной системы управления закупками (ЕАСУЗ), а также перспективные наработки, которые позволяют развивать закупки в полноценном цифровом формате. Какую эффективность все это имеет на практике?

– Первый этап цифровизации – это перевести отношения «заказчик-поставщик» в электронную форму. Мы решили реализовать это в максимально прозрачной и централизованной информационной системе, являющейся подсистемой Единой автоматизированной системы закупок (ЕАСУЗ) – Портал исполнения контрактов (ПИК ЕАСУЗ). Развитием этой подсистемы занимается Главное контрольное управление Московской области. Пожалуй, самым явным показателем ее эффективности является электронный документооборот. В рамках ПИК поставщики не просто заключают контракты, но также подают документы об исполнении контрактов исключительно в электронной форме – дистанционно, в электронном структурированном виде. Это позволяет зафиксировать факт подачи документов. Ведь нельзя исключать различные случаи злоупотребления, которые, как мы знаем, являются бременем контрактной системы по всей стране. Допустим, заказчик что-то не принял, соответственно, оплата прошла несвоевременно. Наша система фиксирует, когда документы поступили, сколько у заказчика времени на их рассмотрение, сколько времени на оплату и т.д. То есть ПИК ЕАСУЗ автоматически зажигает те «красные лампочки», которые нужны контролеру, аналитику, главному распорядителю бюджетных средств. В ней изначально заложен инструмент контроля за всем ходом исполнения контракта – от каждого этапа до каждого обязательства, которое у нас оцифровано; и каждое обязательство имеет свой срок и свой статус.

– Получается, что вы к электронному актированию перешли даже раньше, чем это стало трендом на федеральном уровне…

– Да, с прошлого года, закупки в нашей системе – от планирования до исполнения контракта – осуществляются в электронном виде. То есть уже почти два года регион работает исключительно «на цифре». На сегодня под контролем находятся даже закупки малого объема. Считаем это серьезным шагом вперед, который помогает расти экономике Подмосковья.

– А Минфин не пользовался вашим опытом, когда рассматривал варианты оцифровки исполнения контрактов?

– Мы показывали преимущества ПИК ЕАСУЗ, и коллеги из Главного контрольного управления Московской области неоднократно демонстрировали возможности нашей системы. В каком виде будет принят этот опыт или будет ли внесено что-то свое, сейчас сложно сказать. Но то, что в пределах нашего региона этот механизм есть и он работает, – это факт.

Кстати, многие регионы уже перенимают этот опыт. Есть субъекты, с которыми у нас подписаны соглашения. В частности, на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге подписано соглашение с Ненецким автономным округом. Там речь идет в целом о системе, начиная от планирования и заканчивая исполнением контракта. Это и ЕАСУЗ, и ПИК. Есть регионы, которые интересуют отдельные блоки. Сейчас ведутся переговоры с Республикой Адыгея – они очень заинтересовались Электронным магазином, хотят в нем поработать. В целом мы с нашими разработчиками активно обсуждали возможность подключения коллег к этому ресурсу, поскольку со стороны других субъектов Российской Федерации на этот сервис запрос есть.

– А сколько поставщиков работает в Электронном магазине?

– На сегодня в этом сервисе зарегистрированы свыше 85 тыс. поставщиков. Сразу могу сказать: не все из них активные. Ядро поставщиков, которые регулярно участвуют в закупках, составляет порядка 30–40 тыс. Мы ежемесячно проводим встречи с бизнесом – хотим получить обратную связь: что удобно в нашем ресурсе, что нет… При этом, конечно, мы помним об интересах заказчика, ведь он расходует средства, и это расходование должно соответствовать требованиям закона: быть максимально прозрачным. Недавно мы провели опрос, в рамках которого поставщики оценили работу Электронного магазина на четыре балла из пяти возможных. Поставщики, например, предложили нам рейтинговать наших заказчиков, чтобы знать, с кем можно работать, а с кем следует быть осторожными. В свою очередь, от заказчиков поступило встречное предложение рейтинговать недобросовестных поставщиков Электронного магазина. Как и везде, в этом сегменте есть недобросовестные исполнители, необходимо регулировать этот рынок, ведь общие положения 44-ФЗ на него не распространяются. Мы не можем, просто руководствуясь тем, что поставщик находится, например, в реестре «недобросовестных», не допустить его к закупке. Корректируем наш регламент. Это из последнего, что мы планируем сделать по запросу от пользователей нашего сервиса.

– Какова регулярность встреч, которые вы проводите с представителями бизнеса?

– Ежемесячно, в разных муниципалитетах. Так, мы уже были в Химках, Дмитрове, Красногорске, Мытищах, Рузе и Клину. В конце июля планируется выезд в Одинцово. У нас есть активные поставщики, которые приезжают на каждую встречу. Это говорит о том, что они видят в них потенциал.  И если первые встречи не всегда проходили на позитивной ноте, то сейчас эти же поставщики выражают нам слова благодарности за то, что у них есть возможность работать в закупках именно в таком формате.

– А если смотреть географию поставщиков. Много ли в системе представителей других регионов? Это крупные компании или малый бизнес?

– Не так давно мы проанализировали такую информацию. Нас интересовало, насколько активно Электронным магазином пользуется малый бизнес. Могу сказать, что около 80% тех, кто использует данный портал, это все-таки представители малого бизнеса. А что касается географии, то 60–70% – это поставщики Московской области. Потенциально мы рассчитывали именно на тех, кто живет и работает в регионе. Допустим, предпринимателю интересны торги в Дмитровском городском округе. Для того, чтобы найти закупку, необходимо зарегистрироваться на федеральном сайте zakupki.gov.ru. Однако там он не может подписаться по какому-то территориальному признаку. Наш же ресурс, Единый портал торгов (torgi.mosreg.ru), позволяет выбрать конкретный муниципалитет – Дмитровский г.о. Поставщик сможет узнавать обо всех закупках этого округа в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также о том, какие объекты недвижимости сдаются в аренду, чтобы, скажем, снять помещение для своего нового офиса. Таким образом, благодаря сервису Московской области предприниматели получают полную сфокусированную картину обо всем, что происходит в экономике конкретного муниципалитета: будь то земельные участки, объекты недвижимости или закупки. Этим ресурсом в первую очередь пользуются поставщики Московской области. Но заметна тенденция к увеличению подрядчиков/исполнителей и из других регионов.

– В каких цифрах она проявляется?

– Рост за последний квартал – это порядка 7–9% поставщиков из других регионов. Конечно, большую часть составляют поставщики из Москвы. Но есть поставщики из Татарстана, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Калуги… из более отдаленных регионов, особенно когда речь идет о каких-то долгосрочных контрактах, подразумевающих не разовую оперативную поставку товаров, а основательное сотрудничество.

Вообще, когда мы начинали работу в области цифровизации малых закупок в 2015 году, то встречали определенное недоверие, люди не верили, что это возможно, опасались зарегулированности рынка. А сегодня цифровизация добралась даже до такой сферы, как техобслуживание автомобилей. Есть соответствующие прецеденты работы предпринимателей с нашим сервисом. Небольшие мастерские регистрируются и работают на нашем ресурсе, оказывают соответствующие услуги. Сейчас все процедуры по закупкам малого объема проходят в электронном виде. Большинство предпринимателей спокойно и адекватно реагируют на эти меры, понимают, что это действительно работает и защищает их права. За один день можно подписать контракт и тут же начать поставку. Это же прекрасно!

– Елена Николаевна, наша встреча происходит на «страницах» сетевого издания «Цифровые Закупки». На ваш взгляд, насколько актуально появление такого журнала и какие темы были бы интересны нашим читателям более всего?

– Я считаю, что такие издания, конечно же, нужны, и не важно, в каком формате они выходят: в бумажном или электронном. Особенно, если иметь в виду, что информацию читатель получает от специалистов, знающих эту сферу, умеющих собрать вокруг себя профессионалов, а их у нас на самом деле много. На что бы я предложила обратить внимание, так это на практиков, тех, кто живет на территориях. Одно дело – написать законопроект, и другое –   реализовать те задачи, которые ставят губернатор, мэр, глава региона. Реализация нацпроектов, ради чего, собственно, и было решено упростить контрактную систему, это очень серьезный вызов, который не требует промедления. И мы с вами понимаем, что вопрос не столько в сроках, а в качественном результате. Это глобальная задача, поставленная руководством страны на ближайшие пять лет.

Ещё по данной теме