Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Опыт Алтайского края по централизации закупок включен в «Белую книгу» как лучшая региональная практика

Опыт Алтайского края по централизации закупок включен в «Белую книгу» как лучшая региональная практика
Теги: #Алтай #Алтайский край #Президент #Технологии
Дитятев Павел Владимирович, заместитель Председателя Правительства Алтайского края, министр экономического развития Алтайского края.

– Позади 5 активных лет работы в области цифровизации закупок, оглядываясь на этот период, насколько вы считаете успешной и продуктивной работу форума-выставки Госзаказ?

 – Алтайский край является активным участником Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» на протяжении всего времени его существования. С каждым годом число участников деловой программы, гостей, экспонентов растет, что подтверждает востребованность данного мероприятия и позволяет положительно оценивать его потенциал для развития сферы государственных закупок в стране. Ежегодно представители государственной власти, общественности и бизнес-сообщества встречаются на площадке Форума, чтобы общими усилиями профессионалов добиться целей и задач, которые ставит Президент Российской Федерации Владимир Путин, Правительство Российской Федерации. Результатом совместных обсуждений, дискуссий становится свод законодательных инициатив, оказывающих непосредственное влияние на дальнейшее совершенствование контрактной системы и, как итог, на экономическое развитие страны и социальное благополучие граждан. Предложения Алтайского края ежегодно включаются в итоговую резолюцию Форума, отражаются в пакетах поправок к закону.

– Каких позитивных решений вы ждете от этого форума? Поможет ли упрощение системы закупок выйти из экономического кризиса и насколько это нужно бизнесу?

  Бюджетные закупки оказывают значительное влияние на выполнение основных функций государства, которые реализуются, в том числе через приоритетные национальные проекты. Большинство экспертов сходятся во мнении, что Федеральный закон № 44-ФЗ является чрезмерно сложным, недостаточно гибким и, в свете необходимости решения задач, поставленных Президентом России в майском Указе, нуждается в пересмотре. Не секрет, что излишний формализм и зарегулированность сферы контрактных отношений приводят к неоправданному затягиванию процесса обеспечения потребностей государства, как следствие, срыву  исполнения обязательств перед конечным потребителем – населением нашей страны. Кроме того, в условиях экономической нестабильности государственные закупки выступают эффективным инструментом антикризисной поддержки предпринимательства. Государство выступает надежным и платежеспособным контрагентом, что является залогом стабильности бизнеса, позволяя сохранить рабочие места и обеспечить бесперебойную работу. Вместе с тем процедурная сложность системы закупок не способствует привлечению на рынок новых участников, а значит,  развитию конкуренции, как следствие, препятствует решению социально-экономических задач. Упрощение данной сферы, в том числе за счет цифровизации отрасли, позволит вовлечь в закупочный процесс большее число компаний, предлагающих конкурентоспособную и качественную продукцию.

Уверен, что предстоящий юбилейный Форум, который в этом году отличает насыщенность деловой программы, высокий уровень спикеров и модераторов, станет действительно масштабным событием и позволит консолидированными усилиями ответить на стоящие перед нами вызовы и решить задачи по модернизации контрактной системы.

– Сегодня многие регионы России идут по своему пути цифровизации экономики и у многих есть свои ноу-хау. Имеет ли смысл создать некий банк таких полезных решений? Кто из государственных регуляторов мог бы или должен этим заниматься? Есть ли такой уникальный опыт у Алтайского края? Готовы ли вы им поделиться со всей страной? Как это сделать технически.

– Регионы стараются быть в авангарде цифровых технологий. Алтайский край не исключение. Сегодня региональная автоматизированная информационная система «Госзаказ» – это главный цифровой инструмент повышения эффективности расходования бюджетных средств, экономической оптимизации бизнес-процессов, развития конкуренции. Система является мультисервисной и включает в себя три модуля: «44-ФЗ» с муниципальным блоком, «223-ФЗ» и подсистему «Портал поставщиков Алтайского края». Данный принцип построения позволяет комплексно решать задачи в областях регулирования, мониторинга, контроля и осуществления закупок.  Решены все вопросы автоматизации и электронизации контрактной системы: реализован электронный юридически значимый документооборот, все этапы осуществления закупок максимально погружены в электронику, закупки малого объема переведены в цифровой формат.

В крае нормативно закреплена централизация закупок отдельных видов юридических лиц. В автоматизированной информационной системе разработан модуль «223-ФЗ». Весь процесс централизации закупок оцифрован. В системе создан конструктор для формирования заказчиками положений о закупках и соглашений о передаче полномочий на определение поставщиков уполномоченному казенному учреждению «Центр государственных закупок Алтайского края». Межведомственное взаимодействие и контроль также осуществляется в рамках электронного документооборота. Подписание и утверждение документов производится с использованием электронной подписи. Заседания комиссий по электронным процедурам у нас проводятся дистанционно.

Многие регионы России имеют свой уникальный опыт управления закупочной деятельностью. Аналитическими центрами, общественными организациями предпринимаются отдельные попытки обобщить практики. В частности, опыт Алтайского края по централизованному управлению закупочной деятельностью «Центром стратегических разработок» включен в «Белую книгу» как лучшая региональная практика, Общероссийской общественной организацией «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» – в Реестр передовых практик реализации норм законодательства.  Вместе с тем хотелось бы, чтобы такая работа велась на государственном уровне, возможно, регулятором контрактной системы – Министерством финансов Российской Федерации.

– Успевает ли законодательная система адаптироваться к новым цифровым решениям, или какие-то из них обгоняют время и их приходится откладывать в долгий ящик, просто потому, что отсутствует правоприменительная практика к их использованию?

– Высокий темп цифровизации продиктован в первую очередь необходимостью оперативного решения поставленных государством задач по укреплению и развитию экономики страны.

Вместе с тем есть примеры, когда законодательная база не успевает адаптироваться к новым цифровым решениям.

Ранее я говорил о том, что, в целях повышения эффективности расходования заказчиками средств, по 223-му федеральному закону в 2019 году мы нормативно закрепили централизацию закупок краевых бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий через уполномоченное казенное учреждение, перевели их на работу в модуль региональной информационной системы. Утвердили типовую форму Положения о закупках. Количество способов закупок сократили в 10 раз – со 115 до 11. Только за первые 3 месяца мы достигли значимых результатов: в 3 раза увеличились конкуренция в торгах и эффективность процедур.

В тоже время при практическом использовании столкнулись с нерешаемыми проблемами. В связи с тем, что Закон 223-ФЗ не запрещает, но и не предусматривает централизованную форму управления закупками, в нем отсутствует и понятие уполномоченного органа, регулятора. Это в свою очередь порождает технические проблемы: неготовность работы ЕИС и электронных площадок, невозможность регистрации в ЕИС ни государственного учреждения, ни исполнительных органов власти в качестве организаторов закупки. Ввиду отсутствия на сегодняшний день единого информационного пространства в сфере закупок для отдельных видов юридических лиц приходится по нескольку раз дублировать действия по публикации некоторых документов на электронной площадке и в ЕИС. Недоступен уполномоченному органу и мониторинг данных закупок.

Полагаем, что необходимо нормативно закрепить в федеральном законодательстве положения, предоставляющие право определять уполномоченный орган по централизации закупок отдельных видов юридических лиц и реализовать соответствующий функционал в единой информационной системе.

Кроме того, в рамках решения стратегических задач развития страны до 2024 года, обозначенных в майском Указе, и в связи с переводом всех закупок в электронную форму, считаем актуальным предусмотреть в Федеральном законе 44-ФЗ право проводить комиссии по рассмотрению и оценке заявок поставщиков дистанционно посредством использования автоматизированных информационных систем и фиксирования решения члена комиссии персональной электронной цифровой подписью. Дистанционная оценка заявок участников посредством региональных информационных систем и фиксирование решения с использованием персональных электронных подписей каждого члена комиссии является актуальным для многих регионов страны, имеющих обширную географическую площадь и большое количество муниципальных образований в своем составе. Внедрение данного инструмента позволит соблюсти независимость и объективность решения каждого члена комиссии, оптимизировать издержки при проведении торгов.

Это предложение мы выносили неоднократно, в том числе и на площадках Форума.

Именно перевод в on-line пространства проведения заседаний комиссий может стать одним из перспективных направлений развития контрактной системы. Мы готовы выступить пилотным регионом в реализации данного проекта.

– Какие перспективы и какие трудности приносит цифровизация закупок в регионы? Во многих местных отраслях есть сложившаяся десятилетиями система отношений между поставщиками и заказчиками. Всегда ли ее полезно нарушать?

 – Несмотря на все сложности, цифровизация закупок это не просто слепое следование моде, а необходимость, продиктованная технологическим развитием всех сфер жизнедеятельности современного государства.

 Минимизация человеческого фактора при принятии решений способствует искоренению коррупции, злоупотреблений на торгах. Отношения между поставщиком и заказчиком должны выстраиваться в соответствии с законом, направленным на добросовестную конкуренцию, и максимально переведены в открытое и прозрачное цифровое пространство. Десятилетнее сотрудничество с одним и тем же, пусть и проверенным, поставщиком может привести к коррупции, ограничению допуска других участников к торгам.

Одним из положительных примеров выступает «Портал поставщиков Алтайского края». Мы нормативно закрепили его применение государственными заказчиками при осуществлении закупок малого объема. Заказчик публично озвучивает потребности в товарах, работах, услугах при помощи электронного магазина. Большое количество предпринимателей заинтересовано в госзаказе, за счет чего образуется конкурентная среда там, где закон не обязывает проведение торгов.

Сейчас правительством страны обоснованно взят курс на модернизацию сферы закупок, ее усовершенствование за счет максимально возможного упрощения процедурных правил, понятных для участников, исключения излишних требований и дублирующих друг друга способов определения поставщика. В конечном итоге, это позволит расширить доступ предпринимателей на рынок госзакупок,  увеличить количество предложений поставок на одну закупку и снизить финальные цены.

– Ваши пожелания новым читателям сетевого издания «Цифровые закупки»?

– Хочу пожелать читателям “Цифровых Закупок” принимать активное участие в экономической жизни страны, формировании новой «интеллектуальной» системы управления закупками. От инициативы и личного вклада каждого зависит развитие государственной политики в области эффективного использования бюджетных средств, и, как следствие, успешная работа отраслей здравоохранения, образования, ЖКХ, социальной защиты – тех, которые, в первую очередь, определяют качество жизни населения. Призываю объединить усилия власти, бизнеса и всех, заинтересованных в совершенствовании сферы контрактования, для выстраивания эффективной системы закупок.

Мы готовы делиться опытом и сделаем это на площадке Форума-выставки Госзаказ-2019.

– Хочу пожелать читателям «Цифровых Закупок» принимать активное участие в экономической жизни страны, формировании новой «интеллектуальной» системы управления закупками. От инициативы и личного вклада каждого зависит развитие государственной политики в области эффективного использования бюджетных средств, и, как следствие, успешная работа отраслей здравоохранения, образования, ЖКХ, социальной защиты – тех, которые, в первую очередь, определяют качество жизни населения. Призываю объединить усилия власти, бизнеса и всех заинтересованных в совершенствовании сферы контрактования для выстраивания эффективной системы закупок.

1 апреля 2019, 13:54
201
Теги: #Алтай #Алтайский край #Президент #Технологии
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.