Во второй день XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» состоялась профильная дискуссия, посвященная функциональным возможностям российского софта в сфере закупок.
Фоновая тема для обсуждения: созданы ли в России условия для приоритетного использования отечественных софтверных решений? Бессмысленно мечтать цифровой трансформации производства и сбыта, если отечественные разработчики не имеют устойчивых рынков сбыта в государственном и корпоративном секторе.
Присутствующим были презентованы первые результаты использования ИИ в госсекторе и в системах управления закупками. Прорывными практиками поделились продвинутые интеграторы подобных решений со стороны среднего бизнеса, банковской системы, электронных торговых площадок, крупнейших промышленных корпораций и уполномоченных органов закупок регионов России, которые не боятся новых технологических решений.
Юлия Алексеева, начальник отдела цифровизации госзакупок Росатома, рассказала как работает система в компании с использовании с ИИ:
– “Росатом” разработал цифровое решение для проведение закупочных процедур с использование ИИ, с помощью которого в 2024 году провел закупок на 110 млрд рублей, а 2025 год планирует увеличить объем до 600 млрд. рублей. К 2026 году 80% продукции планируется закупать через систему. В системе представлено 5,5 тыс поставщиков , у которых есть свои личные кабинеты.
Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»:
– Совокупный оборот компаний АРПП превысил 350 млрд рублей. В Ассоциации входит более 300 компаний с численность сотрудников более 80 тыс. человек. Расходы на закупку отечественного ПО в России в 20224 году составили 395 млрд рублей, а в 2025 году могут достичь 500 млрд рублей.
Также в Ассоциации привели оптимистичную статистику роста выручки российского рынка IT за четыре года:
- 2021 год – 1,9 трлн рублей
- 2022 год – 2,1 трлн рублей
- 2023 год – 2,8 трлн рублей
- 2024 года- 3,6 трлн рублей
Внедрение искусственного интеллекта в деятельность хозяйствующих субъектов относится к зоне покрытия нацпроекта «Экономика данных». Достижимая цель, анонсированная Росстатом – это кастомизированные подборки данных под конкретного заказчика такой информации – дата-сеты, формируемые под конкретный специфический запрос. (*от органа власти, муниципалитета или бизнеса).
Василий Горбунов, вице-губернатор области – руководитель представительства Правительства Ярославской области при Правительстве Российской Федерации:
– Ярославская область развивает систему управления регионом – СУР ЯО с использованием ИИ. Ее важной частью станет видео и фото аналитика, снятая с квадрокоптеров, с помощью которой власти будут понимать, что происходит в разных хозяйственных сферах области. Систему планируется доработать и предложить использовать на уровне других регионов РФ.
Эксперты дискуссии признали, что российский рынок ИИ пока находится в зачаточном состоянии. Наблюдались признаки ажиотажного интереса к ИИ-содержащим продуктам со стороны отдельных заказчиков, но об устойчивом спросе говорить пока рано. Есть заявки отдельных российских разработчиков, готовых поставлять и обслуживать такие программные решения.
Что могут сделать для развития рынка ИИ и для создания благоприятных условий разработчикам ведомства, отвечающие за закупки? Прежде всего – наладить обратную связь с отраслевыми объединениями разработчиков, способствовать их объединению в консорциумы по направлениями прикладного применения ИИ. Получая актуальные данные от производства можно постепенно выстраивать регулирование, отвечающее реальным запросам «с земли».
Леван Дараселия, первый заместитель генерального директора ФГАУ «Федеральный центр прикладного развития искусственного интеллекта»:
– Мы понимаем, что для использования ИИ в России не хватает нормативки и совместно с Минпромторгом разрабатываем концепцию по регулированию промышленных данных. Также создаем экспериментальный режим, чтобы отработать технологию применения ИИ, посмотреть, какие барьеры мешают внедрению таких технологий, и понять, что нужно для этого сделать. Плюс обязательно необходимо делать стандартизацию, потому что без единых правил, стандартов, ГОСТов тяжело будет внедрять ИИ в масштабах страны.
Обеспечить развитие таких технологий и устойчивый спрос на них могут крупные корпоративные заказчики. Одним из первых на этом направлении выступает «Ростелеком».
Роман Хазеев, директор по развитию цифровых технологий ПАО «Ростелеком»:
– Ростелеком применяет ИИ для генерации документации, проверки точности документов и рассматривает возможность применения предиктивной аналитики для проведения ремонтов и закупки оборудования. Ростелеком стал одиним из крупнейших поставщиков ПО, а также разработчиком IT решений и их закупщиком на российском рынке. Как потребитель и заказчик за последние годы мы стали взрослее, внимательно смотрим на российский рынок, оцениваем, насколько решение соответствует нашим требованиям в целом, а также, смотрим какова стоимость владения в течение пяти лет, есть ли поддержка, и т.д.
По словам модератора дискуссии Натальи Зейтиниди (руководитель Комитета по цифровизации и применению искусственного интеллекта Союза закупщиков ), вендорами таких решений выступают компании из отраслей с высоким уровнем цифровой трансформации — финансовый сектор, телеком, логистика, ТЭК и онлайн-торговля.
Яркий и содержательный вопрос, озадачивший многих экспертов дискуссии – «Какие направления закупочного процесса можно отдать ИИ?»
– Настоящая (т.е. самая близкая и реалистичная) зона применения ИИ в закупках – это аналитика больших данных: динамическое ценообразование на основе спроса и других факторов, ситуативное составление номенклатурных справочников под конкретную задачу заказчика, цифровое нормирование (сбор больших данных о потребностях в товарах, работах и услугах с оперативной формулировкой запросов на основе собранной информации), – считает Георгий Сухадольский, руководитель НПК «Цифровой путь» .
Дмитрий Сытин, председатель Совета по развитию системы закупок Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации:
– В России нет единого каталога товаров работ и услуг. И с проблемой сопоставления данных регулярно сталкивается 600-700 торговых и промышленных компаний в РФ. Решением проблемы является сопоставление товарных позиций с помощью ИИ.
В качестве следующего шага (в отдаленной перспективе) – обработка поступающих предложений от производителей и поставщиков. Автоматизированная сверка полученных от поставщика данных с требованиями технического задания заказчика. Возможно, подготовка и согласование закупочных документов без участия человека.
Наконец самой востребованной прикладной функцией ИИ, по мнению большинства участников дискуссии, является анализ контрагентов: на предмет их квалификации, умное различение производственных компаний от перекупщиков и перепродавцов, выводы об их объективных производственных возможностях на конкретный момент времени. Но пока, подобный функционал на основе ИИ не продает ни один российский закупочный сервис.
Комментариев пока нет