С 1 сентября 2024 года начали действовать новые требования Минпромторга, обусловленные постановлением Правительства РФ № 1912. Отныне все субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) в России обязаны использовать в работе только доверенные программно-аппаратные комплексы (ДПАК). Времени на переход отведено всего шесть лет до 1 января 2030 года.
- Оставлена лазейка на случай объективного отсутствия российских аналогов. При этом, для подтверждения того, что в стране физически нет требуемого отечественного оборудования и софта, компании нужно будет получить соответствующее заключение Минпромторга (об отсутствии аналогов в реестре российской радиоэлектронной продукции (РЭП).
Легализация ДПАК – это большое событие на фронте борьбы за технологическую независимость страны. Реализована идея: связать программное обеспечение и электронное оборудование, вместе с которым оно используется, в единый узел. Это важная тактическая победа и признак наличия у страны настоящей промышленной политики.
Отличие от бесконтрольного и (по сути) колониального рынка софта, в котором прежде жила Россия, заключается в том, что к ПАКам государство может предъявлять технические требования, применять стандарты (по качеству, безопасности, наличию российских комплектующих, стоимости). Исчерпывающее определение ПАК было установлено в ноябре 2023 года в ПП РФ 1912. В прочтении государства ПАК – это радиоэлектронная продукция (в том числе ТОРП), а также ПО и технические средства, работающие вместе для решения одной или нескольких сходных задач.
Само проектирование ПАК требует от заказчика реальных (а не показных) усилий. Должна быть проведена работа, связанная с нормированием и оцифровкой собственных средств производства. Долгое время многие компании сопротивлялись этим требованиям государства. Эту работу невозможно представить в формате дежурных отчетов правительству, нельзя прикрыться готовыми иностранными решениями (которые, безусловно, существуют, но начиная с 2022 года физически не доступны для использования российским клиентам).
С сентября текущего года Минпромторг поднял ставки, потребовав использовать не просто ПАК, а доверенные ПАК. Зачем подтверждать статус доверенного ПАК для КИИ?
В первую очередь, для обеспечения приоритета в закупках для КИИ. Во-вторых, для стандартизации технических заданий разработчикам ПАК. Это существенно ускорит процессы разработки и внедрения. Количество объектов КИИ в нашей стране, по объективным данным, составляет более 50 тысяч. Это автоматизированные системы управления или информационно-телекоммуникационные сети, прошивающие все отрасли от оборонки до медицины.
Вместе с ДПАКами для таких сетей появились универсальные требования по функциональности, надежности и защищенности. Также Минпромторгом введены такие понятия как «ключевое техническое решение» (КТР) – устройство, «стадия жизненного цикла ПАК». Это сделано для объективного контроля исполнения технического задания по строительству ДПАК (например: разработка, тестирование, внедрение). Кроме того, заказчик и контролирующий орган благодаря таким внятным определениям могут иметь четкое представление о том, что составляет наукоемкое ядро программно-аппаратного комплекса). А еще ДПАК предъявляет более, жесткие требования к аппаратной части комплекса – обязательно включение в реестр радиоэлектронной продукции.
Термины, введенные новым стандартом, неизбежно появятся и во всех нормативных документах, которые регулируют закупки радиоэлектронной продукции: в постановлениях 719, 1236, 616, 617. Таким образом, у софта и железа, вносимого в реестры Минпромторга и Минцифры, будут более четкие технические критерии.
Еще один важный факт. Работа государства и корпораций по проектированию и внедрению ДПАК систематизирована и сосредоточена на одной интеграционной платформе, которую специально для ускорения учредил Минпромторг. Это подведомственная организация – Отраслевой центр компетенций по информационной безопасности в промышленности. (Создан Минпромторгом РФ на базе ГУП МПП «Гамма»).
- С 2022 года Центр выполняет функции по 127 постановлению Правительства РФ в части проверки достоверности сведений на значимых объектах КИИ металлургической, оборонной и химической промышленности. По результатам этих работ проведено порядка 2,5 тысяч таких мероприятий по мониторингу. Центром получена объективная статистика на основании изучения 11 тыс. объектов.
По данным Центра, представленным на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», общая картина по импортозамещению софта в указанных отраслях является негативной. Более 60% иностранного программного обеспечения, операционных систем и оконечных устройств, управляемых в ОСУ (организационные структуры управления).
В соответствии с приказом Минпромторга Центром начата усиленная работа по организации перехода субъектов КИИ на отечественный софт. Центр начал в принудительном порядке собирать сведения и планы импортозамещения от предприятий. На основании полученных данных можно проводить типизацию и универсализацию технических заданий к ПАК.
Условно говоря, любая информационная система подразумевает работу с универсальными вводными: то есть, например, состоит из рабочих мест, серверной составляющей, которая также делится на стандартные блоки (сервера для хранения баз данных, для управления АСУ ТП и т.д. ). В задачи центра входит важная работа по стандартизации этих общих условий. В конечном счете, это скажется на скорости внедрения, на качестве и на себестоимости ДПАК.
Для признания ПАК доверенным необходимо выполнить ряд требований:
- ПАК находится в реестре радиоэлектронной продукции
- программное обеспечение ПАК зарегистрировано в реестре российского ПО или в реестре программ для ЭВМ и БД ЕАЭС
- если программно-аппаратный комплекс реализует функцию защиты информации, то должен иметь сертификат ФСТЭК и/или ФСБ.
Слабым звеном в стратегии внедрения ДПАК, очевидно, является физическая, электронная составляющая. Российская Федерация критически отстает от крупнейших мировых бенефициаров в объемах производстве микроэлектроники, в скорости развития технологий.
Новый курс промышленной политики Минпромторга, нацеленный на программно-аппаратные комплексы, дает возможность совершить качественный рывок за три-пять лет. Речь идет, по сути, о воссоздании полноценной индустрии приборостроения, которая объединит усилия программистов и инженеров. Многое зависит от скорости технологического развития производителей телеком-оборудования и микросхем. Вполне вероятно, что в каких-то отраслях, придется опираться на заведомо устаревшие решения. Однако, при комплексном подходе и стратегическом планировании всего производственного процесса заведомо устаревшее вовсе не всегда означает экономически не эффективное. Важна загрузка промышленности гарантированными заказами. Доказанный факт, что в микроэлектронике только серийность производства дает импульс технологическому развитию.
Новый стандарт ДПАК уже приняли во внимание крупнейшие производители микроэлектроники в России. Так, например, МЦСТ заявили на Форуме-выставке «ГОЗСАКАЗ» о том, что их производственная стратегия теперь обусловлена программно-аппаратными комплексами. МЦСТ будет строить инфраструктурные ПАК, главным преимуществом которых заявлена приспособляемость системного ПО к архитектуре микропроцессора. Над производством ДПАК компания уже интенсивно работает в рамках столичного кластера двойного назначения (инструмент, изначально связанный с диверсификацией оборонных предприятий).
Смогут ли программно-аппаратные комплексы обеспечить конкуренцию с мировыми платформами, у которых миллионных клиентов? Во многом, это зависит от качества планирования производственных процессов и развития так называемого инфраструктурного слоя (производительность, безопасность, стоимость внедрения, стоимость владения).
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет