О превентивных возможностях антимонопольного комплаенса подробно рассказал начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев в ходе международной научно-практической конференции «Комплаенс как система управления рисками: российский и европейский опыт».
«Сейчас антимонопольная служба возбуждает более 600 дел в год по различного рода антиконкурентным соглашениям, из них примерно 300 – это картели, еще около 300 – сговоры с органами власти и государственными заказчиками», — отметил он.
Отвечая на вопрос, как можно удержать потенциального правонарушителя, Андрей Тенишев перечислил:
«Неотвратимость наказания — раз, суровость и справедливость наказания – два и третье это — моральное удержание – воспитание нетерпимости к картелям в нашей корпоративной культуре».
Санкции в законодательстве достаточно суровы. Для юридических лиц это – штраф в размере до 15% от оборота на товарном рынке и до 50% от начальной (максимальной) цены контракта каждому участнику сговора. Для должностных лиц это либо уголовная ответственность до 7 лет лишения свободы либо административная вплоть до дисквалификации должностного лица.
«Такие санкции применяются. Штрафы за картели достигают сотен миллионов рублей. Уголовное преследование за ограничение конкуренции стало реальностью. Состоялись первые приговоры за участие в картеле – назначенное наказание достигает 3,5 лет лишения свободы», — пояснил он.
Андрей Тенишев продолжил:
«Если участники картеля сговорились с чиновником, то для него – это уголовная ответственность за совершение должностных преступлений. Такие дела и приговоры есть. Бывший глава Каменского района в Ростовской области ограничил конкуренцию при проведении аукциона по строительству детского сада – поручил незаконно отклонить все заявки и оставить определённого субъекта, который должен победить. За злоупотребление должностными полномочиями – год и четыре месяца лишения свободы. Бывший мэр Владивостока за должностные преступления и сговор на торгах осужден на 15 лет лишения свободы с многомиллионными штрафами. Сейчас в суд направлен иск прокурора о взыскании 7 млрд рублей, полученных вследствие сговора на торгах».
Рассказывая о «третьем пути», он отметил, что воспитание корпоративных ценностей, которые не позволяют вступать в сговор и совершать иные нарушения антимонопольного законодательства и есть главная стратегическая задача антимонопольного комплаенса.
«Мы эту политику сейчас внедряем и в органы власти, и в хозяйствующие субъекты. Ценность комплаенса в том, что он должен снижать антимонопольные риски, которые есть у компании и государственных чиновников. Таким образом, можно достичь важной государственной задачи – предотвратить картелизацию экономики с одной стороны, и с другой стороны уберечь компании от многомиллионных штрафов, а должностных лиц от уголовного преследования за ограничение конкуренции», — подчеркнул Андрей Тенишев.
В заключение он рассказал ещё об одном инструменте воздействия на нарушителей: «оборотных» штрафах за воспрепятствование поведению проверок.
Проект закона в настоящее время внесен в Правительство.