Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Антикартельный коктейль: государство пошло в наступление на коррупционеров

Все о противодействии сговору на торгах за неделю
Антикартельный коктейль: государство пошло в наступление на коррупционеров
Теги: #Андрей Тенишев #Антикартель #Антон Гетта #Владимир Путин #Госзакупки #Дмитрий Медведев #Игорь Артемьев #Михаил Евраев #Сергей Пузыревский #ФАС

Картель – это недостроенные в срок школы и больницы, дороги и жилье. Это прямой ущерб региональным и федеральному бюджетам.

На уходящей неделе был дан ход поправкам в закон, которые должны стать лекарством для национальной экономики. Это первый пакет антикартельных опций, о которых давно говорят и которых давно ждут. Но не все.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на борьбу с картелями в госзакупках.

Соответствующий документ опубликован в среду на сайте Кабмина.

Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» и установить порядок ее организации хозяйствующими субъектами.

Очень грустное замечание о картелизации российской экономики высказал Дмитрий Медведев

Глава Правительства России заявил , что губернаторы постоянно жалуются на манипулирование со стороны недобросовестных участников торгов:

– Делают заявки, а потом всё срывают. Притом что мы выделяем очень серьезные средства на реализацию национальных проектов.

Он отметил, что планируется создать реестр участников картелей, которые лишаются права участвовать в государственных закупках. Что важно: в такой реестр должны включаться не просто компании-однодневки, созданные именно с целью участия и срыва торгов. Должен быть «контроль за реальными бенефициарами таких компаний», подчеркнул Дмитрий Медведев.

Суровую оценку картельной угрозе дал заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Гетта:

– Картели — это высокоорганизованные преступные сообщества, имеющие свои отработанные системы безопасности и юридической защиты.

Президент России Владимир Путин поручил главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву проанализировать практику применения законодательства о борьбе с картелями.

О том как Государство усиливает свои позиции в направлении полной ликвидации картелей в закупках в интервью нашему журналу рассказывал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

“У нас из года в год увеличивается финансирование закупок лекарств для нужд государства, и примерно в это же время падает обеспеченность больных лекарствами и возрастает картелизация закупок. Парадоксальная ситуация – чем больше государство выделяет денег, тем меньше их доходит до больных,” – сказал Андрей Тенишев.

Антикартельные расследования ОНФ

Уже два потока активистов проекта прошли программу выявления сговоров на торгах от Федеральной антимонопольной службы России, поэтому эффективность и качество антикартельных расследований в проекте растет.

В апреле выпущено дополненное издание «Серая книга II. Картели».

Итогом совместной работы с ФАС России стали две «Карты картелей» (питание и горюче-смазочные материалы), 72 возбужденных по сигналам активистов ОНФ антимонопольных дела.

450 млрд руб. – это суммы закупок с признаками картельных сговоров.

Как побороть картельные сговоры в системе госзакупок

Для эффективной борьбы с картелями, по мнению депутата Антона Гетты, требуются законодательные изменения: ужесточение уголовного и административного наказания, введение наказания за сговор с заказчиком, наделение ФАС и правоохранительных органов дополнительными полномочиями по борьбе с картелями.

Все это легло в основу первого пакета поправок антимонопольной политики, который давно и последовательно готовила Федеральная антимонопольная служба.

Заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев ответил в прямом эфире на вопросы пользователей социальных сетей, касающиеся совершенствования законодательства о закупках и законодательства о контрактной системе.

Сбор вопросов велся в официальных аккаунтах ведомства в социальных сетях.

Правительство РФ одобрило законопроект ФАС об антимонопольном комплаенсе

Законопроект, разработанный ФАС России, в числе прочего предлагает:

  • Изменить определение картеля в УК РФ и таким образом привести в соответствие понимание этого нарушения антимонопольной службой и правоохранительными органами.
  • Выделить в отдельные составы преступления сговоры на торгах как между участниками, так и между участником и госзаказчиком.
  • Упростить программу освобождения от ответственности участников картелей в случае, если он первым сообщил о картеле и сотрудничает со следствием. Сейчас такой сознавшийся должен возместить ущерб за весь картель. Но ФАС предлагает требовать возмещение ущерба только за себя.

«Принятие законопроекта позволит сформировать проконкурентную правовую культуру среди хозяйствующих субъектов и предотвратить нарушения Закона о защите конкуренции, и, как следствие, выполнить одну из целей Национального плана развития конкуренции по сокращению количества правонарушений», – подчеркнул глава ФАС Игорь Артемьев.

Таким образом документ внедряет новое понятие в Закон о защите конкуренции и совершенствует механизмы предупреждения нарушений.

По мнению заместителя руководителя антимонопольной службы Сергея Пузыревского внедрение антимонопольного комплаенса позволило существенно сократить число нарушений закона о защите конкуренции в Российской Федерации.

Принятый в 2017 году Национальный план развития конкуренции содержит ключевые показатели к 2020 году: обеспечить во всех отраслях экономики присутствия представителей частного бизнеса, сокращение в 2 раза количества нарушений антимонопольного законодательства, увеличение доли госзакупок у малого и среднего бизнеса в 2 раза к 2020 году.

Говорит «Земля»

Как обычные профессиональные пользователи контрактной системы оценивают антимонопольные поправки? Точка зрения из соцсетей:

Александр Тамодлин, адвокат, г. Самара:

– Борьба с картелями, безусловно, нужна. Но только с их реальными моделями, а не с ветряными мельницами. Антимонопольная практика складывается так, что чаще всего к ответственности привлекаются не участники реальных картелей, а хозяйствующие субъекты, являющиеся конкурентами лишь юридически, на самом деле представляющие собой одну компанию, разделенную по принципу «не складывай все яйца в одну корзину» на несколько формально независимых неподконтрольных юридических лиц.

Выявлять такие «картели» достаточно просто.

Есть отработанный набор косвенных признаков, наличие которых расценивается ФАС как картель: расположение по одному адресу, один IP, телефон, одна электронная почта, один автор подготавливаемых документов и пр. Под эти признаки как раз и подпадают псевдоконкуренты, хотя цели ограничения конкуренции у них, конечно же, нет. Например, на торгах они совместно участвуют на случай отклонения заявки одной из компаний, а многие из них уверены, что для заключения государственного или муниципального контракта обязательно нужно, чтобы участие в торгах приняли хотя бы два лица.

С выявлением реальных картелей дело гораздо сложнее. Например, два или несколько самостоятельных игрока делят рынок, распределяя, кто какие государственные контракты выиграет. Их действия скрытны, они не ведут открытых переговоров и переписки, не пользуются общей инфраструктурой (одним IP, телефоном, электронной почтой и пр.), т.к. они знают, по каким механизмам выявляет картели ФАС.

Как результат, косвенных признаков картеля нет, а реальное ограничение конкуренции есть. И что опаснее?

Не все однозначно и при сговоре заказчика с подрядчиком – хозяйствующим субъектом. Безусловно, есть ситуации, когда заказчик предпринимает действия в интересах определенного лица, действительно ограничивая возможности других хозяйствующих субъектов.

Такие случаи должны быть наказуемы. Но обстоятельства сложнее и разнообразнее. И не всегда взаимодействия заказчика с коммерсантами нацелены на ограничение конкуренции в отношении других лиц.

Предлагаемый законопроект всех проблем не решит, он даже не ставит такой цели и, скорее всего, лишь усилит ответственность за формальные картели. Качество законодательства не может быть оторвано от практики его применения.

Важно, чтобы выявление картелей и других антиконкурентных соглашений со стороны ФАС стало более взвешенным и системным, основанным не на формальных признаках, а на установлении наличия или отсутствия цели ограничения конкуренции.

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.