В правительстве РФ продолжается интенсивная работа над различными проектами и стратегиями расширения охвата граждан льготной лекарственной помощью. При этом, особый акцент делается на адресной помощи. На эти цели планируется выделение значительных дополнительных бюджетных средств. Нехватка финансирования, на фоне продолжающейся коммерциализации медицинских услуг вызывает острую реакцию как самих пациентов, так и врачебного сообщества. Необеспеченность системы здравоохранения и поиск возможных дополнительных источников стали темой XII-го Всероссийского конгресса «Право на лекарство».
По признанию многих специалистов, в том числе и в руководящем составе Министерства здравоохранения, требуется адекватная реформа действующей нормативно-правовой базы. Общий курс перемен уже понятен – это переход страны к системе обеспечения лекарствами в соответствии с диагнозом, в соответствии с клиническими рекомендациями. Такой переход сделает ненужными и позволит отказаться от некоторых устаревших норм права. В числе таких эксперты называют, например, 890 постановление («О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 1994 года) и некоторых других – которые выглядят откровенным анахронизмом на фоне потребностей современной медицины.
Ключевые изменения коснутся и врачебной практики в рамках которой обсуждается предоставление возможности выбора лекарственного препарата в рамках одного МНН (Международное непатентованное наименование лекарственного препарата).
Будет совершенствоваться система финансирования лекарственной помощи льготным категориям граждан. Формально они обладают равными правами на получение лекарств за счет средств бюджета на всей территории страны. Однако в разных субъектах РФ наблюдается жесткая дискриминация пациентов, обусловленная различными экономическими факторами.
По некоторым направлениям ожидания являются уже перезревшими: в частности планируется перевести лекарственную помощь льготных категорий граждан с онкологическими заболеваниями из дневного стационара в амбулаторные условия.
А вот к вариантам страховых моделей, предполагающих софинансирования и компенсации со стороны государства в приобретении дорогостоящих лекарственных средств, нормативная база в РФ пока совершенно не готова.
По мнению Александра Саверского, президента общественной организации “Лига защитников пациентов”, попытки субъектов РФ выстроить свои модели снабжения пациентов объясняются, прежде всего, отсутствием понятной федеральной стратегии.
– И верхи, и низы понимают, что со стороны государства должен быть объединительный синтезирующий процесс. На мой взгляд, логическим завершением и основой такого конструктивного синтеза будет принятие закона «О лекарственном обеспечении граждан Российской Федерации».
Одна из наболевших проблем – оплата амбулаторных лекарств из средств ОМС. Эксперт отмечает, что в РФ впервые за последние 30 лет появилось понятие планирования лекарственного обеспечения. Это позволит перейти к более устойчивой системе здравоохранения, в которой пациенты перестанут быть крайним звеном.
Согласно данным независимого опроса, проведенного «Лигой защитников пациентов», в России в целом за последние четыре года наблюдается тенденция к увеличению доступности лекарств. При этом, подавляющее число опрошенных отмечает, что коммерческая нагрузка на них в сфере фармакологии заметно выросла (с 54,4% в 2017 году до 82,7% в 2021). Также данные опроса показали крах доверия системе здравоохранения: все меньшее число людей принимает все назначенные врачом лекарства: этот показатель за истекший период упал с 56% до 15%. Одновременно вырос уровень недоверия к препаратам, назначенным по показаниям, которых нет в инструкции. Это касается новых препаратов, не прошедших клинические испытания по определенной нозологии. Угрозой для безопасности препараты off-label считают 80% опрошенных. Также, граждане достаточно негативно относятся к продаже лекарств онлайн, опасаясь низкого уровня контроля и подделок.
По данным, которые озвучил Саверский, почти 70% опрошенных граждан в России считает лекарство плохо доступными или не доступными вовсе:
– На мой взгляд, это катастрофическая цифра, сигнализирующая о том, что систему лекарственного обеспечения в стране нужно кардинально менять.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предусмотрено право на «наивысший достижимый уровень здоровья», позиция, которая, по словам Александра Саверского, никак не раскрыта в российских реалиях.
– Благодаря этому термину мы узнаем, что у здоровья есть уровни (например, у инвалида тоже есть здоровье). Значит, мы вправе ставить государственную задачу, о переходе от одного уровня к другому улучшая здоровье. В том числе, это применимо и в отношении каждого отдельно взятого человека. В РФ мы, по факту, платим системе здравоохранения за поиск болезни, а не за управление факторами, влияющими на здоровье. Это критически важная идеологическая установка, – считает Александр Саверский.
Речь идет о перераспределении средств и стимулов в макроэкономике. Многие страны используют налоги на вредные факторы. Если такие факторы нельзя купировать, нельзя запретить – то они собираются в пользу системы здравоохранения. Многие страны идут значительно дальше налогов на алкоголь и табак. Так, в Дании применялся налог на насыщенные жиры, на трехлетнем этапе данная мера привела к снижению потребления вредных продуктов. Аналогичные налоги на вредную пищу применяются в Финляндии. С 2011 года в стране действуют акцизы на безалкогольные сладкие напитки, конфеты и шоколад. Во Франции работает налог в размере 7,5 литров с гектолитра сладких напитков, который обеспечивает поступления в размере 300 млн евро в год, и, по данным минздрава, положительно сказывается на качестве жизни молодежи и населения с низким уровнем дохода. Одним из характерных примеров являются налоги на вредную пищу в Мексике. Правительство зажгло красный свет, после того, как уровень заболеваемости диабетом в этой стране достиг фатальных 14%, а уровень ожирения среди взрослых и детей составил 70% и 30% соответственно, одновременно с самым высоким в мире уровнем потребления сладких безалкогольных напитков на душу населения (160 литров на человека в год). Были выставлены акцизы для продавцов и производителей сахаросодержащих напитков и налог на продукты с высоким содержанием калорий. Снижение потребления составило почти 12%. Покупки среди групп с низким доходом сократились на 17%.
Так называемая «система светофоров» – то есть система сдержек и противовесов между здравоохранением и бизнесом – приносит заметные положительные результаты. Объективные экономические исследования показывают, что в результате повышения на 5% так называемых «налогов на грехи» (табак, алкоголь, продукты с повышенным содержанием сахара и соли, азартные игры) позволяет достичь дополнительного финансирования в размере от 0,03 до 0,16% ВВП. Эти средства логично направить в систему здравоохранения, поскольку именно она принимает на себя нагрузку от перекосов потребительского общества.
Комментариев пока нет