Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Между лекарственным кризисом и системным дефицитом

Недофинансированность российской медицины заставляет искать альтернативные социальные решения
Между лекарственным кризисом и системным дефицитом
Теги: #Бюджет #Медицина

Стремительное развитие медицинских технологий на фоне новых биологических угроз кратно увеличивает разрыв между возможностями медицины и возможностями социума. Население РФ все больше платит за здоровье из собственного кармана. Об этом косвенно свидетельствует бурное развитие коммерческого сегмента здравоохранения в стране.

Одновременно, государство вынуждено усиливать контроль качества медицинских изделий и фармацевтической продукции. Поправки, направленные на ужесточение регуляторных механизмов в закупках медицинского профиля, вносятся в законодательство практически ежемесячно на протяжении последних двух лет. Важно, чтобы контроль качества не оказался тормозом для доступности.

Ожидания от российской медицины растут, вместе с продолжающейся реформой системы. При этом государственные расходы на здравоохранение в России растут значительно медленнее, чем в других развитых экономиках мира.

Так, согласно данным исследования Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) по состоянию на конец 2019 года в доле в ВВП расходы нашей страны на здравоохранение были в 1,4 раза ниже по сравнению с «новыми» странами ЕС, которые близки к РФ по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония), и в 2,2 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно – 3,7%, 5% и 8% ВВП). Доля личных расходов граждан на здравоохранение (от общих расходов населения и государства) оказалась на 40% выше, чем в «новых» странах ЕС, и на 60% выше, чем в «старых» странах ЕС.

Нетрудно предположить, что для адекватного развития системы и доступности качественных медицинских услуг для всех категорий населения планка госрасходов на медицину не должна опускаться ниже 5% от ВВП.

В России она до этих пяти процентов не дотягивает; более того, смета на ближайшее будущее не внушает оптимизма.  Расходы РФ на здравоохранение в доле ВВП в 2021 г. по отношению к 2020 г. сократятся с 4,1% до 3,8% ВВП, а к 2023 г. – до 3,6% ВВП.

Анализ структуры госрасходов на медицину показывает, что львиная доля средств направляется на обновление изношенных фондов. Но у отечественной медицины есть и другие проблемы, растущие как снежный ком.

Одна из них – это дефицитная программа высокозатрантых нозологий. На закупки дорогостоящих лекарств в РФ не хватает средств из федерального бюджета. Об этом регулярно поступали сигналы на протяжении двух последних лет. В дорогостоящих лекарствах критически нуждается сегмент онкогематологии. Медицинское сообщество и пациенты требуют более доступных орфанных препаратов. Коронавирус отодвинул нужды таких пациентов на второй план. Однако они не перестали существовать.

Государство пытается решить проблему дорогостоящего лекарственного снабжения при помощи нестандартных шагов. В начале года Кабмин утвердил правила субсидирования фонда поддержки детей с тяжелыми и редкими заболеваниями “Круг добра”. Фонд финансируется за счет отчислений от повышенной ставки НДФЛ для доходов свыше 5 млн рублей в год. Структура фонда позволяет обеспечивать детей медицинской помощью и лекарствами и средствами реабилитации (при необходимости за рубежом). Характерно, что ранее для пополнения фонда рассматривался более низкий порог.

Сама по себе идея социального «окрашивания» налогов является достаточно перспективной и в отложенной перспективе должна принести системе здравоохранения положительные плоды. Российское общество расположено к прогрессивным формам распределения социальной нагрузки. Статистика работы фонда может стать информативным индикатором коллективных ценностей и уровня благосостояния населения. В качестве негативной тенденции здесь можно рассматривать снижение процента отчислений. В случае успешной реализации уникальная и единственная в своем роде финансовая модель фонда «Круг добра» можно расширить и даже экстраполировать на другие отрасли медицинского и социального обслуживания.

Логику этого эксперимента можно применить для повышения качества здравоохранения на самых уязвимых участках. По сути, речь идет об элементах прогрессивного налогообложения в пользу здоровья нации. В адресном виде эту модель можно также распространить на сферу табачных и алкогольных акцизов, продажу энергетических напитков и т.п. Если большинство медицинских исследований связывает повышение продолжительности жизни именно с сокращением потребления алкоголя и табака, то вполне логично использовать избыточные средства от их продажи на пользу здравоохранения.

Автор: Андрей Троянский

20 марта 2021, 16:17
411
Теги: #Бюджет #Медицина

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.