Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Эффективное распределение ресурсов ВЗН – острая лекарственная необходимость

Экономика лекарственных закупок требует перемен с участием финансовых властей и медицинского сообщества
Эффективное распределение ресурсов ВЗН – острая лекарственная необходимость
Теги: #Медицинские закупки

С началом весны система лекарственного обеспечения страны испытала экономический шок. Хотя иностранные фармкомпании заявили, что не уходят с российского рынка, сыграли другие негативные факторы: разрыв привычных логистических цепочек, неустойчивое ценообразование в результате колебаний валютного курса.

Все это наложилось на хроническую недофинансированность российской системы здравоохранения, самой уязвимой частью которой является программа высокозатратных нозологий («14 ВЗН»). Программа является единственным шансом на лечение для тысяч пациентов, которым требуются дорогостоящие лекарства.

Примечательно, что в 2021 году Правительство выделяло дополнительные 9 млрд рублей на программу ВЗН. Однако, уже к началу апреля 2022 года ее годовой бюджет (66,6 млрд рублей) оказался очень быстро исчерпан. Минздраву пришлось объявить дополнительные аукционы на 23 млрд рублей в счет бюджета, рассчитанного на будущие 2023—2024 годы, то есть, по сути, «взаймы у будущего» .

ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» направил эти средства на закупку препаратов для лечения гемофилии, онкогематологических заболеваний и рассеянного склероза. Именно эти статьи лекарственного обеспечения составляют основную затратную часть программы «14 ВЗН». И поэтому именно с ними должна быть связана дальнейшая стратегия развития программы.

В 2022 году картина повторяется: практически 70% из общей суммы, предусмотренной для финансирования программы 14 ВЗН приходится на долю средств для лечения трех заболеваний: гемофилия, онкогематология, рассеянный склероз (46 млрд рублей). А значит и средства дополнительного финансирования программы должны распределяться пропорционально существующей потребности, то есть –  строго для повышения охвата инновационной терапией вышеуказанных категорий пациентов.

С точки зрения эффективного расходования ресурсов – это правильный подход: дополнительный бюджет не следует пытаться распространить тонким слоем на все нозологии, как это происходило прежде, он должен быть пропорционально увязан адресно с самыми затратными из них. Чтобы такая пропорциональная увязка существующей потребности произошла, необходимо разработать и обсудить с широким профессиональным сообществом «критерии высокозатратности». Финансовый потенциал всей системы нозологий  должен быть задействован сообразно с этими критериями, а не сообразно с логикой отдельных частных лиц, принимающих решения. То же самое касается и эффективности перераспределения сэкономленных средств программы ВЗН. Сэкономленные ресурсы должны оставаться внутри нозологии.

Характерной особенностью российской системы финансирования ВЗН – является ее реакционное дефицитное устройство. Государство не планирует вызовы и не закладывает их в бюджет, оно реагирует на эти вызовы постфактум в режиме ручного управления. Это приводит к влиянию человеческого фактора, росту социального напряжения, а иногда угрожает жизни пациентов.

Цифры не дадут соврать. По оценке сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулёва, дефицит госпрограммы ВЗН на конец 2021 года составлял около 10 млрд рублей, а с учетом переходящего остатка – порядка 18–20 млрд рублей.

По мнению эксперта, государство банально не успевает наполнять программу ВЗН деньгами. Так в 2022 году объем лекарственных лимитов вырос всего на 4% по отношению к предыдущему году, а регистр пациентов в рамках 14 ВЗН пополняется в среднем на 5–10% в год. Одновременно, наряду с хроническим дефицитом государству никак не удается наладить своевременные закупки жизненно важных препаратов, которые бы составили определенный резерв. По словам Жулева, на 2022 год по большей части препаратов была закуплена половина от потребности. Полностью для пациентов с гемофилией Минздрав закупил только факторы свертывания крови — VIII, IX и VIII + фактор Виллебранда.

Все это вкупе заставляет задуматься не только о выделении дополнительного бюджета, но и о более эффективных механизмах: а) распределения средств ВЗН, б) системы закупок лекарств по ВЗН, в) об экономии ресурсов по программе ВЗН.

Вопрос создания более эффективной и сбалансированной системы финансирования и сбережения ресурсов ВЗН может быть решен только с привлечением внимания финансово-экономического блока Правительства РФ и ФОИВов.

Определенная позитивная динамика в части усовершенствования системы распределения ресурсов ВЗН уже есть. Но, к сожалению, она исходит не от федерального центра. В основном это инициативы снизу, исходящие от региональных властей и общественных организаций.

К примеру, в системе закупок некоторых субъектов РФ сегодня внедряется практика так называемых «опережающих» закупок, долгосрочных контрактов, позволяющих создавать резервы лекарств, перекрывающие будущий спрос. Эталонным примером эффективного развития контрактной системы в сфере медицины является Москва. В столице создан специальный подвед  Департамента здравоохранения – Агентство по закупкам (контрактная служба). Агентство проводит все централизованные закупки по лекарственным препаратам, специализированному оборудованию. Формат и полномочия Агентства (как единого уполномоченного заказчика) позволяет делать товарные запасы по лекарствам и расходному оборудованию до конца года.

Поскольку в 2021 году программа ВЗН оказалась дефицитной, в некоторых регионах опасаются повторения ситуации и стремятся избежать этого за счет развития собственных систем мониторинга потребностей пациентов. Повысить качество прогнозирования закупок лекарств позволяет цифровизация закупочных сервисов.

Очень важная инициатива развивать механизмы закупок лекарственных препаратов за счет нормирования. Всероссийский союз пациентов считает, что нужен тотальный мониторинг потребностей и повышение качества прогнозирования закупок в рамках всего лекарственного обеспечения. Организация применяет этот метод адресно, в меру своих возможностей. Такой мониторинг должен учитывать не только сугубо экономические факторы, но и мнение врачей. В частности, отмечается, что для пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями во многих случаях переход на альтернативные препараты «может привести к катастрофическим последствиям». Отказ от современных препаратов ударит по пациентам.

В системе лекарственного снабжения есть локальные улучшения, которые происходят за счет упрощения процедурной части закупок. В том числе, за счет права пересматривать цену при изменении курса рубля. Практически всем крупным зарубежным поставщикам пришлось по-новому выстраивать логистику. Ажиотажный спрос в течение последнего месяца наблюдался почти на все категории товаров — лекарства, расходные материалы и медицинскую технику.

Справка

В конце 2021 года Всероссийский союз пациентов обратился к министру здравоохранения Михаилу Мурашко с просьбой обратить внимание на процесс защиты заявок на препараты для лечения заболеваний по программе ВЗН на 2022 год. В объединении опасались, что в противном случае врачи при назначении лечения будут вынуждены руководствоваться не медицинскими, а экономическими соображениями из-за недостатка финансирования.

Цифры и факты

ФКУ планирует направить 23 млрд рублей на закупку препаратов для лечения гемофилии, онкогематологических заболеваний и рассеянного склероза. В 2022 году на приобретение лекарств для терапии этих заболеваний было заложено 46 млрд рублей – это почти 70% от общей суммы, предусмотренной для финансирования госпрограммы в текущем году. Всего в бюджете на 2022 год на «14 ВЗН» предусмотрено около 66,6 млрд рублей, но к апрелю все средства закончились, что связано с недофинансированием программы. О проблеме с прошлого года говорят депутаты Госдумы. По словам зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексея Куринного, недофинансирование программы «14 ВЗН» наблюдается последние 2-3 года.

25 апреля 2022, 08:27
233
Теги: #Медицинские закупки

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.