Торгово-промышленная палата Российской Федерации письмом от 10.04.2020 № 04в/0086 довела до сведения территориальных палат свою позицию о том, что к обстоятельствам непреодолимой силу не относится отсутствие у должника денежных средств, в том числе планируемое (ожидаемое) снижение доходов организаций, связанное с переводом работников на дистанционный режим работы, приостановлением (уменьшением объема) производства и другими обстоятельствами (действиями), связанными с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 и Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239.
Неисполнение денежного обязательства в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации» не относится к обстоятельствам, которые могут рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы.
Правом расширительного толкования указанных обстоятельств торгово-промышленные палаты не наделены.
При этом, считаем необходимым отметить, что отказ территориальной торгово-промышленной палаты в свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы не исключает право организации (предпринимателя) ссылаться на действие таких обстоятельств и доказывание их наличия перед контрагентами и в суде.
Правовую основу для этого создают общие позиции судов.
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например обстоятельств непреодолимой силы («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей (посл. абзац пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
То есть, Верховный Суд Российской Федерации ясно обозначил, что даже отсутствие денежных средств должно быть обусловлено волей или действиями должника.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих актах разъяснял, что в основе предпринимательского риска находятся «деловые просчеты» (Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1270-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.12.2014 № 32-П и др.).
В основе предпринимательского риска лежат экономические факторы (нестабильность цен, колебания спроса и предложения, в том числе сезонные ценовые колебания, производство неконкурентоспособной продукции, неисполнение обязательств со стороны контрагентов, ошибки в прогнозах и т.п. ).
Соблюдение стороной принципов разумности и добросовестности при исполнении договора, принятие ею всех зависящих от нее мер к предупреждению либо минимизации ущерба подлежит доказыванию каждой стороной как во взаимоотношениях со своими контрагентами, так и при возможном разрешении спора судом.
В части аренды недвижимости указано, что по договору аренды арендатор вправе потребовать уменьшения или отсрочки уплаты аренды за период 2020 года из-за невозможности использовать арендованное имущество, которая связана с введением режима повышенной готовности или ЧС. Условия и сроки предоставления отсрочки уплаты арендных платежей по договорам аренды недвижимости устанавливает постановление Правительства от 03.04.2020 № 439. Перечень арендаторов, к которым применяют льготы, прописан в постановлении Правительства от 03.04.2020 № 434.
Необходимости оформлять заключения об обстоятельствах непреодолимой силы или форс-мажорах по договорам аренды недвижимости нет. Специалисты Торгово-промышленной палаты считают, что Правительство решило не только вопросы временного освобождения сторон от ответственности за неисполнение обязательств, но и определило период и обстоятельства, в течение которых арендаторы могут рассчитывать на снижение арендной платы.
В ФАС указали, что заключение допсоглашений к договорам аренды, которые предусматривают отсрочку и уменьшение арендной платы, не будет нарушением антимонопольного законодательства и не требует согласования с ФАС. В течение 30 дней со дня обращения арендатора недвижимости арендодатель обязан заключить такое допсоглашение. Вывод следует из статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ.
Комментариев пока нет