Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Подводные камни промышленного предпринимательства

Руководители производственных МСП о недостатках и скрытых возможностях российской системы закупок
Подводные камни промышленного предпринимательства
Теги: #МСП #Торгово-промышленная палата

Индустриальная предпринимательская инициатива на нормативном уровне не оформлена как класс и пока не является приоритетным сектором экономики.

В послании Президента РФ Федеральному собранию производственному бизнесу было посвящено два ключевых посыла: первый о том, что поддержку следует сосредоточить на наукоемких компаниях, второй о том, что их надо стимулировать к росту.

На сегодняшний день в российской системе закупок предусмотрены меры поддержки для малого и среднего бизнеса любого калибра. Опыта в 5-6 лет вполне достаточно, чтобы сделать выводы об их эффективности. Нужно проанализировать результаты о качественных особенностях роста (какие конкретно показатели идут в гору?). Но, самое главное, рост какого рода компаний происходит? Сегодня статистика говорит сама за себя: доля производственных предприятий от общего числа МСП достигает всего лишь 7%. А подавляющую массу российского малого и среднего предпринимательства в России составляют торговые компании, как правило, связанные с импортом.

Дмитрий Сытин, председатель Совета ТПП РФ по развитию системы закупок:

– Анализ успешного американского опыта показывает, что для подъема национальной экономики, они в свое время четко дифференцировали производственный бизнес от непроизводственного. Посредников они не поддерживали, финансовые и кредитные организации не поддерживали, как и сферу услуг. Они адресно развивали промышленные компании по определенным критериям: активы, цепочка создания стоимости, преобразование материалов. Если выручка торговой организации зарабатывается значительно проще, чем выручка промышленной компании, тогда очевидно, что критерии к ним должны быть разными.

Такая избирательная политика, по мнению эксперта, позволяет отделить те компании, которые правительство будет стимулировать, от тех, кто тоже хочет вести бизнес, но кому государство не обязано предоставлять преференции. Примечательно, что сам набор инструментов поддержки в США, ЕС или Японии не отличается от общепринятого и общеизвестного: это финансовые и налоговые льготы,  обучение кадров, инфраструктура.

В Торгово-промышленной палате РФ считают целесообразным инициировать дискуссию о выделении производственных компаний из общей массы малого бизнеса по особым критериям. Для этого надо четко ответить на вопрос: что такое производственная компания в МСП? Какими общими характеристиками она обладает.

– Как только мы такие критерии выработаем, мы придем к процедуре квалификации поставщиков по достоверным признакам (с аудитом, анализом компетенций). С анализом персонала, который там работает (самозанятые или нет), перепродает предприниматель контракт, или сам способен его исполнить, – поясняет Сытин. – Дальше, возможно, придется пересмотреть меры поддержки в закупках, выделив критически важные для промышленной независимости отрасли. И в них проводить долгосрочные закупки среди квалифицированных российских производственных компаний.

Долгосрочные контракты не офсетного типа

Для некоторых отраслей вполне резонно применять долгосрочные контракты от трех лет. Такое мнение единогласно поддерживают в Торгово-промышленной палате России. Причем это можно сделать даже не прибегая к офсетным практикам и не превращая их в панацею. Если компания выиграла конкурс, получив контракт на три года, то у нее уже будет уверенность в наличии сбыта на среднесрочную перспективу. А значит, появятся основания для инвестиций в оборудование, квалифицированный персонал и дальнейшее развитие.

Защита от рисков мешает жить

Существует еще одна глубинная проблема структурного характера. Настоящие производственные компании попросту не добираются до закупок и не выходят на них из-за деления своего бизнеса: на «цеховой» и сбытовой. Ради снижения предпринимательских рисков, в том числе, опасаясь попадания в РНП, бизнес вынужден таким образом оптимизировать свою деятельность. Это проблема, искусственно спровоцированная несовершенством законодательства. Парадоксальные цифры были озвучены на недавней стратегической сессии Правительства РФ: 85% компаний МСП имеет оборот менее 10 млн рублей. Очевидно, что разделение одной компании на три юрлица с оборотом по 10 млн происходит не ради уклонения от налогов, а по другим причинам.

Дефицит финансирования

Николай Пегин, генеральный директор АО «Атом-ТОР» обрисовал проблемы финансового обеспечения, с которыми сталкивается малый производственный бизнес в закупках. Получение банковской гарантии по сложности и рискам сопоставимо с получением кредита.

– Заявляясь в конкурсных процедурах, где обеспечением является стопроцентное покрытие авансовых платежей плюс 5%, мы понимаем, что сегодня для динамично развивающегося предприятия это практические нереально. Участие в конкурсе по проектам в объеме более 500 млн. рублей для малого производственного бизнеса оказывается неподъемной задачей. Институт поручительства практически не работает.

Для динамично развивающихся предприятий в сегменте МСП требуется расширение линейки кредитования со стороны банков и институтов развития, считает эксперт.

Также была озвучена идея разрешить производственным наукоемким компаниям тратить часть уплаченных налогов на целевое приобретение оборудования. Этот процесс может быть абсолютно прозрачным и легко контролируемым со стороны государства.

Наличие данной меры поддержки будет стимулировать предприятие к увеличению объемов производства и сбыта. Если правильно расставить цифры, то государство получит больше, применив эту льготу. Одна из главных проблем промышленных МСП – это низкая производительность труда. В свою очередь, причина в том, что бизнес работает на старом низкопроизводительном оборудовании.

Недавно Министерство экономического развития предложило штрафы и пени, накладываемые на предприятия, разрешить тратить на устранение недоработок, модернизацию.

Посредники съедают всю поддержку

Наконец, на облегчение финансового положения МСП в условиях жесткой денежно-кредитной политики нацелена поистине прорывная законодательная инициатива.

Предложено усовершенствовать систему грантов и льготных кредитов малому и среднему бизнесу, выдавая субсидии напрямую субъектам МСП, а не через механизм компенсаций банкам.

Соответствующее обращение было подготовлено и направлено в правительство четырьмя деловыми объединениями. Под документом подписались президент ТПП РФ Сергей Катырин, президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин, председатель «Деловой России» Алексей Репик и президент РСПП Александр Шохин.

Бизнес берет кредит по льготной ставке, а компенсация от государства разницы между ней и рыночной ставкой направляется банкам.

– Таким образом, значительную долю льготного финансирования, фактически, получает банк, а не предприниматель, – считает Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ. – Есть цифры, озвученные ЦБ: 47% кредитов МСП получил стройкомплекс, еще порядка 25% получили различные финансовые консалтинговые организации. Что досталось малому производственному бизнесу? – Три крошки на четыре пирога. Поэтому мы настаиваем на более дифференцированном подходе к выделению льготных категорий МСП: кто конкретно получает финансовую поддержку.

Идею реформы системы кредитования МСП поддерживает большинство профильных общественных объединений бизнеса. Критерием эффективности для этой системы должны быть не объемы выдачи займов и субсидий – а физический рост числа получателей. О том, что действующая кредитная модель не очень продуктивна, говорит структура некоторых цифр. Например, такие факты, что в 2022 году 44% кредитной задолженности МСП приходилось на крупные займы (от 1 млрд рублей). Едва ли настоящий малый бизнес в состоянии себе такое позволить. Зато  кредиты до 5 млн руб. составляют 85,2% от общего числа, в деньгах это всего лишь 7%.

Выходит, что и финансовая поддержка не совсем льготная, и достается она отнюдь не самым малым.

Эта и другие проблемы МСП станут одной из магистральных тем в повестке XIX Всероссийского Форума-выставка «ГОСЗАКАЗ», который пройдет 15-17 мая в МВЦ «Крокус Экспо». Впервые на государственном уровне речь идет о выделении промышленных МСП в отдельный экономический класс. К началу лета можно будет ознакомиться с достаточно зрелыми проектами законодательного блока, запланированными на завершающую фазу весенней сессии Госдумы. На кону, в том числе обновленная версия нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса.  

Автор: Андрей Троянский

19 марта 2024, 23:12
295
Теги: #МСП #Торгово-промышленная палата
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.