Российские судостроители направили обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой законодательно изменить схему расчета прибыли предприятий — головных исполнителей гособоронзаказа (ГОЗ). Они хотят, чтобы прибыль составляла не 5% от полной себестоимости продукции, как сейчас, а до 20%, и уходила не на обслуживание кредитов, а на развитие гражданской продукции и импортозамещение.
Об этом пришут Ведомости.
Обращение подготовила рабочая группа, состоящая из членов Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС), Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и представителей оборонных НИИ. В АС входят более 40 предприятий, включая «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод», «Северную верфь», ЦКБ «Рубин» и другие предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в регионе, а также судостроительный завод «Пелла», Крыловский государственный научный центр и др.
Ранее Ассоциация обращалась с аналогичным письмом в Совет безопасности России, но ответа пока не получила.
Руководители ведущих предприятий ОПК отмечают полное отсутствие собственных средств на развитие, диверсификацию и повышение конкурентоспособности своей продукции. Реальных мер, кроме перечислений бюджетных средств на погашение части долгов наиболее закредитованным организациям ОПК с целью предотвращения их банкротства, пока не принято.
Если президент возьмет данный вопрос под личный контроль, то эта ключевая для устойчивого развития ОПК проблема получит реальный механизм решения.
Проблема, как ее видят корабелы, в следующем. С 2015 г. расчет себестоимости продукции и прибыли от производства и поставок по ГОЗ осуществляется исходя из затрат головного исполнителя, который производит финальную сборку изделия (формула «20%+1%»). По утверждению АС, применение такой схемы расчета для всей продукции сократило прибыльность предприятий ОПК от этой продукции в 3-5 раз — с 15-18% в 2015 г. до максимум 3-5% от полной себестоимости продукции на текущий момент.
Для выполнения ГОЗ судостроители берут в банках кредиты на пополнение оборотных средств и технологическое развитие. Ставка по таким кредитам в последние семь лет не опускалась ниже 10-12% годовых, сейчас она составляет 8,5%.
Судостроители говорят, что закредитованность предприятий мешает их развитию, поскольку прибыль полностью уходит на погашение процентов по кредитам, а долг растет. Действительно, задолженность российских предприятий ОПК выросла в 2020 г. до 3 трлн руб. с более 2 трлн руб. на середину 2019 г., оценивал курирующий промышленность вице-премьер Юрий Борисов в конце 2020 г.
В своем обращении корабелы Северо-Запада предлагают законодательно закрепить минимальный уровень прибыли в размере 10% от полной себестоимости продукции по ГОЗ, чтобы она могла гарантированно покрыть ставку по кредиту. А если предприятие обязуется не менее 2/3 прибыли направить на приоритетные цели — технологическое развитие мощностей, производство гражданской продукции (диверсификация), импортозамещение, рост экспорта и обслуживание долгов, — уровень прибыли должен составлять 15-20% от полной себестоимости готовой продукции. Это будет мотивировать системообразующие предприятия судостроительной отрасли снижать расходы и ускорять развитие в интересах диверсификации.
Чтобы реализовать эти предложения, рабочая группа предлагает для определения цены всех серийных образцов по ГОЗ с 2021 г. использовать не затратный метод, как сейчас, а сравнительный, как было до 2015 г.
В последнем случае стоимость изделия определяется на основании фиксированной цены аналогичного изделия, произведенного ранее на конкретном предприятии, но с учетом ежегодного коэффициента инфляции и изменения комплектации по требованию заказчика. При фиксированной цене серийных изделий предприятия будут мотивированы экономить затраты и увеличивать прибыль по каждому ГОЗ. При этом первый образец из серии, в случае наличия таковой, будет все равно оплачен по принципу понесенных затрат.
С 2015 г., когда стал применяться затратный метод, динамика просроченной задолженности в судостроении начала резко нарастать. Это привело к тому, что компании, которые оптимизировали свои бизнес-модели и добились высокой производительности труда, оказались в тяжелом финансовом положении. Они лишились законной доли прибыли, которую получали бы при использовании сравнимых цен, — за счет своей более высокой эффективности. А низкоэффективные компании, наоборот, зафиксировали свои высокие издержки и заинтересованы в их сохранении, потому что в абсолютном выражении прибыль такого неэффективного производителя в 1,5-2 раза выше. Формула «20%+1%» не мотивирует предприятия ОПК снижать затраты.
В северодвинском центре судоремонта «Звездочка» плановая рентабельность госконтрактов предприятия упала почти в десять раз – до 1-2% и продолжает оставаться на этом уровне, что едва позволяет предприятию балансировать на грани прибыльности. Из-за этого пришлось сократить, заморозить или вовсе отказаться от части мероприятий модернизации производства и инфраструктуры. Для судоремонтных заводов проблема еще и в том, что доля затрат на работы соисполнителей может достигать 60-70% от общей стоимости заказа, что сокращает и без того незначительную итоговую рентабельность головного исполнителя.
Помимо отказа от схемы «20%+1%» судостроители также считают необходимым утвердить с участием уполномоченных банков, которые обслуживают ОПК (Промсвязьбанк, Новикомбанк, «Сбер», ВТБ, банк «Россия», Россельхозбанк и ряд других), планы реструктуризации кредитной задолженности всех системообразующих предприятий ОПК на период до 2025 г. Предложенные меры уже поддержало Минэкономразвития.
Комментариев пока нет