Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Разбор государственных закупок. Итоги года

Эксперты предлагают отказаться от симуляции конкуренции в пользу борьбы с коррупцией
Разбор государственных закупок. Итоги года
Теги: #44-ФЗ #Аналитика #Антикоррупция #Госзакупки #Закупки #Казначейство #Конкуренция #Минфин #ФАС #ЦПУР

Эксперты Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) и Антикоррупционного центра Высшей школы экономики считают действующее законодательство о закупках неэффективным из-за ориентации на конкуренцию в условиях фактического ее отсутствия.

Приоритет же дешевизны закупок стимулирует добросовестных заказчиков к нарушениям ради качества поставок.

Унификацию контрактных процедур в госзаказе и корпоративных закупках авторы считают неэффективной, предлагая отказаться от такого регулирования в пользу специализированного ради недопущения нарушений. В неконкурентных же сегментах вместо нынешней симуляции конкуренции, по их мнению, нужно добиваться от единственных поставщиков только обеспечения качества поставок.

Система регулирования госзакупок не обеспечивает реальной конкуренции и высокого качества поставок и нуждается в реформировании, говорится в совместном исследовании Центра принятия управленческих решений и Антикоррупционного центра ВШЭ «Система государственных закупок в России: конкуренция против качества?» (.pdf). Авторы — Алексей Конов, Иван Бегтин, Наталья Горбачева, Анастасия Добровольская и Ольга Маскалева — констатируют: госзакупки устроены «так, будто на большинстве рынков существует конкуренция сильных и качественных поставщиков».

Однако в реальности госзакупки характеризуются доминированием небольшого числа крупных игроков, на которых приходится большая часть дорогих контрактов,— 5% всех поставщиков получает 83% всех средств, отмечают авторы со ссылкой на данные портала Единой информационной системы госзакупок в октябре; показатель же конкуренции за одну закупку устойчиво снижается.

Конкуренции препятствуют как объективно низкие спрос и предложение, так и консерватизм заказчиков в работе с проверенными поставщиками, коррупционные закупки и картельные сговоры самих поставщиков.

Появлению же новых игроков препятствуют сложные процедуры и возможность организации преследования. При этом упор регуляторов на «конкурентность» закупок стимулирует даже добросовестных заказчиков к нарушениям и приводит к «недолжным закупкам». Авторы каталогизировали 100 основных способов обхода закона о госзакупках, отметив, что заказчиков в них чаще интересует возможность получения личной выгоды, а вот добросовестные участники прибегают к нарушениям в том числе для обеспечения качества закупки.

Идеальный сценарий дешевой качественной поставки с конкурентного рынка и без коррупционной составляющей авторы считают «крайне неустойчивым и труднодостижимым, особенно если сфер закупок много»,— в подавляющем большинстве случаев государству как заказчику приходится делать выбор между этими целями.

В этом ключе идея Минфина, ФАС и Казначейства о возможной будущей унификации законов о закупках государства и госкомпаний, по мнению авторов, отрицательно скажется на состоянии коррупции в сфере закупок.

Более того, эксперты констатируют, что для решения уже накопленных проблем с коррупцией и общей неэффективностью закупок нужно развивать разработку специализированного регулирования рынков (ИТ-услуг, лекарств и медизделий, образования) в виде пилотных проектов. Успешные модели авторы предлагают внедрять в ФЗ-44 в качестве особого режима регулирования или оформлять в виде отдельных отраслевых законов.

Другой поворот того же решения выглядит как создание единого кодекса закупок с «общей» и «особенной» (отраслевой) частями взамен нынешнего закона о госзакупках.

Отдельное регулирование авторы предлагают ввести для заведомо неконкурентных рынков, избавив поставщиков-монополистов от изображения конкурентных процедур. Вместо этого предлагается создать реестр добросовестных поставщиков с подтверждением квалификации, ввести внешнюю приемку результатов и упростить процесс обжалования некачественных поставок.

Отметим, что Минфин уже занимается упрощением закупочного законодательства, ряд его инициатив также ориентирован и на усиление контроля качества поставок (например, введение универсальной предквалификации для поставщиков и электронного актирования на всех этапах закупки.

Однако проблемы избыточного сосредоточения на обеспечении конкуренции в ущерб качеству в министерстве не видят, призывая «точнее описывать предмет закупки» и обжаловать «недолжное» поведение заказчиков и поставщиков в ФАС и судах.

Автор: Диана Галиева

Источник

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.