Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Пояснения Минфина о дополнительных поправках в законодательство о закупках

Замминистра финансов Алексей Лавров рассказал о новом регулировании офсетных контрактов, протекции от РНП, расширенном авансировании контрактов
Пояснения Минфина о дополнительных поправках в законодательство о закупках
Теги: #Алексей Лавров #Минфин

Замминистра финансов Алексей Лавров рассказал о новом регулировании офсетных контрактов, протекции от РНП, расширенном авансировании контрактов

Алексей Лавров рассказал о регулировании бюджетного процесса и госзакупок в текущей ситуации в интервью журналу «Финансы». Цитируем основные тезисы интервью, касающиеся контрактной системы и закупочного законодательства.

Об офсетных контрактах

Государственной Думой в первом чтении принят внесенный Правительством РФ законопроект, который, наряду с точечными поправками, существенно меняет регулирование так называемых офсетных контрактов (или контрактов со встречными инвестиционными обязательствами). При таких контрактах фиксируется объем закупаемых заказчиком субъекта Федерации на горизонте до 10 лет товаров или услуг у отобранного по конкурсу поставщика, который принимает на себя обязательство осуществить инвестиции в производство этого товара (оказание услуги).

Законопроект содержит три новации:

  1. минимальный размер инвестиций для офсетных контрактов снижается с 1 млрд до 100 млн руб.;
  2. вводится возможность заключения такого контракта с одним инвестором несколькими субъектами Федерации, а также размещения производства в другом субъекте Федерации (минимальный размер инвестиций для совместных офсетных контрактов предлагается установить на уровне 400 млн руб., а для ближайших 2 лет – 100 млн руб.);
  3. в качестве дополнительной преференции для инвестора устанавливается возможность поставки до 30% продукции в качестве единственного поставщика (сверх гарантированных объемов выкупа) для любых заказчиков, при этом такое ограничение не будет действовать в случае осуществления инвестиций в объеме более 1 млрд руб., а для меньших инвестиций – в ближайшие 2 года.

В совокупности эти изменения позволят существенно расширить для субъектов Федерации возможности по заключению офсетных контрактов, что стало особенно важно в текущих условиях для обеспечения импортозамещения.

О новшествах в заключении и исполнении государственных (муниципальных) контрактов

Какие меры реализованы в этой сфере?

Основная из них – вступление в силу с 1 января текущего года основных положений Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ и всех предусмотренных планом их подготовки подзаконных актов.

Этот закон еще при его разработке получил название «оптимизационного» и действительно впервые после 2013 г. позволил провести комплексную оптимизацию государственных и муниципальных закупок – сократить количество способов отбора поставщиков, упростить и ускорить процедуры, унифицировать документацию, ограничить недобросовестную конкуренцию, завершить внедрение электронного документооборота.

В то же время потребовалось ускорить вступление в силу «отложенных» или ввести ряд временных норм, которые были разделены на два «пакета».

В первый из них (Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ) вошли три ключевые новации.

Во-первых, до 01.01.2023 разрешается вносить изменения в заключенные контракты с учетом, по сути, форс-мажорных обстоятельств, в том числе по решениям соответствующих высших органов исполнительной власти заменять поставляемый товар, изменять цену контракта (в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств), продлевать сроки исполнения контрактов.

Во-вторых, упрощается порядок определения этими органами единственных поставщиков для обеспечения нужд соответствующих публично-правовых образований. То есть на всех уровнях управления создан механизм принятия не терпящих отлагательства решений, который также будет действовать до конца текущего года.

В-третьих, подрядчикам и исполнителям не будет угрожать включение в реестр недобросовестных поставщиков, если неисполнение контракта вызвано санкциями, а наложенные на них неустойки будут списываться заказчиками. В то же время эти новации не позволяют поставщикам необоснованно, в том числе из-за введения санкций против заказчиков, отказываться от исполнения своих обязательств.

Во второй пакет (Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ) вошел еще ряд новаций (в том числе носящих постоянный характер):

  • сокращен максимальный срок оплаты товара, работы, услуги до 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (для федеральных заказчиков – с 01.05.2022, для региональных и муниципальных заказчиков – с 01.07.2022);
  • упрощена контрактация объектов строительства «под ключ» (исключено ведение отдельного перечня таких объектов, предусмотрена возможность выделить в отдельный контракт подготовку проектной документации);
  • при отсутствии коммерческих предложений заказчикам предоставлено право обосновывать начальную (максимальную) цену контракта с применением общедоступной информации о ценах;
  • закупки заказчиков, в отношении которых введены санкции, переводятся в закрытую электронную форму, что защитит поставщиков от «вторичных» санкций.

Конечно, это не означает, что заказчики и исполнители полностью ограждены от всех рисков и проблем. Но им предоставлена большая свобода действий, временно сняты отдельные ограничения, оправданные в обычных условиях. В то же время участникам контрактной системы предстоит изыскивать собственные внутренние резервы, доказывать свою способность выполнять свои обязательства в создавшихся условиях, брать на себя ответственность за принимаемые решения. Обращаю внимание на то, что реализованные меры носят точечный характер, не меняя принципов и основ государственных (муниципальных) закупок, и сами по себе не влекут дополнительных бюджетных расходов.

Как реализовано решение об увеличении авансирования государственных контрактов

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 увеличены размеры авансовых платежей, которые предусматриваются в государственных контрактах, заключаемых в 2022 г.

Для получателей средств федерального бюджета – государственных заказчиков федерального уровня установлено обязательное авансирование в размере от 50 до 90% цены государственного контракта, если авансы или все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению.

Если же контракт условие о казначейском сопровождении не содержит, получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 50% цены контракта (вместо прежнего «потолка» в 30%).

Важно отметить, что федеральные бюджетные и автономные учреждения обязаны применять нормы по авансированию, установленные для казенных учреждений (получателей бюджетных средств).

Положения об увеличенном авансировании и об обязательном авансировании контрактов под казначейским сопровождением могут применяться также в отношении ранее заключенных государственных контрактов. Постановлением Правительства РФ № 505 на основании ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрена возможность вносить в 2022 г. соответствующие изменения, в том числе в государственные контракты, которые при заключении не предусматривали условие об авансировании.

Правительством РФ рекомендовано субъектам Федерации при осуществлении закупок для обеспечения региональных нужд принять свои акты, предусматривающие аналогичные нормы по авансированию в 2022 г., или иные особенности исходя из возможностей конкретного региона.

Аналогичные меры могут быть предусмотрены при осуществлении закупок муниципальными образованиями, в случае принятия соответствующего решения местной администрацией.

При этом, как отмечено выше, будут расширены полномочия субъектов Федерации и муниципальных образований для принятия решений по казначейскому сопровождению государственных и муниципальных контрактов, что в том числе предотвратит рост финансовой нагрузки на исполнителей контрактов при увеличении авансирования.

Есть особо социально чувствительные темы, например закупка лекарств.

Для лекарств, медицинских изделий, расходных материалов для медицинского оборудования, технических средств реабилитации у единственного поставщика, по сути, введен особый режим закупки.

До 31.12.2023 эти товары можно закупать у единственных поставщиков по решению заказчиков (а не высших органов исполнительной власти, как в общем случае).

С 1 до 1,5 млн руб. увеличена предельная цена контракта у единственного поставщика при закупках лекарств по решению врачебной комиссии для конкретного пациента по медицинским показаниям.

Сняты ограничения по общему объему и цене отдельного контракта для закупки этой категории товаров запросом котировок – наиболее простым и быстрым (не более 7 дней) способом закупки.

Также планируется дать право заказчикам увеличивать в рамках заключенного контракта объем закупок лекарств (без изменения цены за единицу) до 30%.

Источник

3 июня 2022, 13:36
438
Теги: #Алексей Лавров #Минфин

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.