Минфин РФ дал отрицательное заключение на предложение Минэкономразвития по использованию эскроу-счетов в госзакупках.
«Возможность распространения на государственные (муниципальные) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд режима счетов эскроу не представляется возможной», – такова позиция Министерства финансов.
По словам источника, Минфин объясняет свою позицию различиями между коммерческими сделками, в которых используется этот механизм, и госконтрактами. Так, финансовое ведомство отмечает, что правоотношения, возникающие при заключении и исполнении госконтрактов, регулируются не только ГК РФ, но и бюджетным законодательством, а также законодательством о контрактной системе. Речь идет, в частности, о том, что оплата госконтракта является исполнением бюджета по расходам и определяется именно бюджетным законодательством.
Помимо этого, Минфин указывает, что в рамках контрактной системы используются механизмы казначейского и банковского сопровождения госконтрактов, направленные на обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств. При этом соответствующие лицевые счета для расчетов по госконтрактам открываются поставщиками (для поставщиков).
В случае же со счетами эскроу, согласно ГК РФ, владельцем счета является заказчик.
В России механизм счетов эскроу используется с 2014 года, преимущественно в строительной отрасли. В настоящее время в РФ реализуется план по замещению средств граждан, привлекаемых для строительства многоквартирных домов, банковским кредитованием и иными формами финансирования. С 1 июля 2019 года российские застройщики обязаны работать по эскроу-счетам, на которых будут аккумулироваться средства граждан. Строительные компании не смогут пользоваться этими деньгами до окончания работ, их будут кредитовать банки.
Предложение о распространении механизма эскроу счетов на госзакупки и закупки госкомпаний направлено, в частности, на обеспечение надежности исполнения соответствующих контрактов как со стороны поставщика (исполнителя), так и со стороны заказчика (в части своевременной оплаты).
Ранее регуляторы и контрольные органы отмечали, что в настоящее время остается нерешенной проблема своевременной оплаты исполненных контрактов госкомпаниями. Более того, в июне текущего года первый заместитель председателя правительства РФ Антон Силуанов поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и Минфину подготовить предложение о введении для госкомпаний административной ответственности за нарушение срока оплаты контрактов.
В свою очередь глава “Корпорации МСП” Александр Браверман заявлял, что в течение ближайших трех лет необходимо ужесточить административную ответственность за нарушение сроков оплаты по исполненным госконтрактам и контрактам с госкомпаниями.
Комментариев пока нет