В условиях угрозы распространения коронавируса всем стало очевидно, что именно перевод процедур расходования бюджетных средств в электронную форму позволил практически без сбоев проводить как запланированные, так и чрезвычайные конкурентные и неконкурентные закупки. И в этой сложной ситуации многое зависит от возможностей и прицелов на будущее электронных площадок.
Сетевое издание «Цифровые Закупки» начинает цикл интервью с руководителями ключевых платформ для проведения электронных закупочных процедур. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает Николай Андреев, генеральный директор ЗАО «Сбербанк-АСТ».
– Николай Юрьевич, в условиях угрозы распространения коронавируса порядок закупок меняется. Какие особенности работы площадки Вы могли бы отметить в текущих чрезвычайных обстоятельствах? Нагрузка возросла или наоборот – временное затишье?
– Электронная площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ» ни на день, ни на минуту не прекращала работу. Мы сразу позаботились о том, чтобы сотрудники получили возможность работать дистанционно. Кроме того, одно из первых изменений в связи с карантином – это предоставление бесплатного доступа к электронному документообороту для наших клиентов, которые таким образом смогли продолжить свою деятельность максимально безопасно. Заказчики не останавливали торги, своевременно появились разъяснения от регуляторов по срокам процедур. Наши специалисты постоянно были на связи с клиентами, разъясняли, подсказывали, помогали, особое внимание уделяя сфере закупок медицинских изделий. Мы запустили новые форматы связи – горячую линию, дополнительную поддержку поставщиков, бесплатные обучающие вебинары об особенностях закупок в условиях чрезвычайной ситуации.
Разумеется, мы все надеемся на скорое окончание пандемии и восстановление привычного режима работы. Очевидно, что второе полугодие будет достаточно напряженным, но мы готовы к этому сами и готовы поддержать всех наших клиентов.
– Как известно, в 44-ФЗ появились особые условия закупки у единственного поставщика до 3-х млн рублей с использованием электронной площадки. Планировалось, что новые правила вступят в силу в июле, однако срок введения этих нормативных новаций отложен на 1 октября текущего года. Ваша площадка готовится к новым правилам закупок «малого» объема? Какие особенности вашего электронного магазина Вы бы могли отметить?
– Все наши сервисы постоянно обновляются в соответствие с требованиями законодательства, это относится и к онлайн-сервису малых закупок SberB2B. Что касается новаций в закупках у единственного поставщика, то теперь региональные заказчики могут делать закупки через сервис SberB2B на сумму до 600 тысяч рублей. C 1 октября они смогут выбирать: пользоваться федеральными электронными магазинами при осуществлении закупки у единственного поставщика на сумму до 3-х миллионов рублей по новым правилам статьи 93 закона о контрактной системе, или закупать у единственного поставщика не более чем на 600 тысяч рублей на иных ресурсах.
Мы с самого начала вели совместную работу с регионами по созданию витрин субъектов на платформе SberB2B. Отмечали высокую заинтересованность регионов, которые понимали преимущества такого формата закупок: когда заказчики получают удобный доступ к базе поставщиков по всей стране, а поставщики могут воспользоваться отработанными сервисами федерального масштаба для своего продвижения.
Хочу подчеркнуть, что электронные площадки, которые прошли отбор для работы по государственным и муниципальным закупкам, не просто отвечают новым требованиям, они их превосходят. Это касается и более широкого функционала: и техподдержки, и квалификации в целом. Сбербанк-АСТ постоянно внедряет самые актуальные и востребованные сервисы в сфере электронных процедур. К сожалению, региональные площадки не всегда могут разработать полноценные унифицированные сервисы. Также есть риск, что они могут быть созданы в интересах определенных заказчиков или поставщиков.
Сбербанк-АСТ, в преддверии нормативных новаций, уже реализовал весь необходимый функционал. Площадка гарантирует техническую готовность к обслуживанию, всю необходимую поддержку при проведении процедур продажи как организаторам, так и участникам торгов.
– Очевидно, что электронная площадка в рамках закона все больше функций берет на себя от заказчика и, возможно, сможет скоро стать полноценным государственным «электронным закупщиком»?
– Действительно, наша площадка снимает с клиентов очень много забот. Сначала это касалось технических вопросов. Интуитивно понятный интерфейс позволял экономить рабочее время, подсказывал, что не забыть. Со временем мы подключали новые сервисы, маркетинговые и финансовые услуги от партнеров.
Сейчас мы видим доверие заказчиков и фиксируем запрос на передачу функций принятия автоматизированных решений от заказчика в сторону площадки. Например, мы взаимодействуем с реестром недобросовестных поставщиков, которых можем автоматически не допускать к участию в торгах по желанию заказчика. Более того, в РНП поставщик может попасть даже в ходе торгов, в момент, когда идет работа комиссии и площадка предоставляет эту информацию заказчику. К сожалению, разница в регулировании не везде дает нам такую возможность. Надеемся, что это станет доступно и в сегменте 223-ФЗ, потому что такой запрос поступает и от корпоративных заказчиков.
Мы стремимся к тому, чтобы заказчик мог сформулировать нам свою потребность – и у нас уже были готовые сервисы и каналы, для того, чтобы ее реализовать.
– Цифровизация активно внедряется в закупочные процессы. Какие новые IT-продукты ваша площадка в ближайшее время может предложить как заказчикам, так и участникам закупки?
– Сервисы Сбербанк-АСТ уже давно стали интеллектуальными. Они предугадывают дальнейшие действия клиентов, их нужды. Новые технологии меняют систему электронных закупок. Цифровизация услуг сейчас является одним из важнейших трендов. И, надо отметить, именно цифровизация позволила оперативно отреагировать на такое непредсказуемое событие, как пандемия.
Наша площадка – это центр компетенции не только по техническим вопросам проведения закупок, но и по вопросам законоприменения, обучения, формирования подходящего закупочного процесса для заказчика. Мы предлагаем отдельные торговые секции, помощь в создании внутренних положений и интегрированной системы закупок. Функционал Сбербанк-АСТ позволяет провести закупку в соответствии с требованиями положения о закупках практически для любого заказчика. Дает возможность контролировать проведение закупок подведомственными организациями и дочерними предприятиями, а также проведение совместных закупок.
С помощью наших сервисов можно вести план закупок, собирать консолидированный план для предприятий с филиальной сетью, делать выгрузку статистики по проведенным процедурам. Для всех участников автоматизировано большинство процессов. Это экономит время, трудозатраты, а конкурентные торги позволяют получить экономию и эффективно расходовать средства.
Автор: Павел Лисин, главный редактор сетевого издания «Цифровые Закупки»
Комментариев пока нет