Санкт-Петеребург стал принимающей стороной ХХ Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Город представил образ жизнеспособной экономической среды для производственного бизнеса, в которой остается место для науки.
Александр Ситов, врио председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга:
– От вопросов импортозамещения Россия постепенно переходит к проблематике технологического лидерства. В Санкт-Петербурге мы совместно с Минпромторгом России уделяем особое внимание роботизации и станкостроению. Северная столица готова идти навстречу производителям станков, инструмента и промышленного оборудования.
В Санкт-Петербурге есть блок активно растущих компаний станкостроения. Для развития одной из них мы задействовали наш локальный инвестпроект, предоставили землю под развитие, – это НПК «Морсвязьавтоматика». Они начинали с лазерной резки, с промышленной лаборатории в нашей особой экономической зоне, но теперь шагнули значительно шире. Таким образом, город фактически вырастил поставщика. Еще один успешный проект – компания «Лазерные системы»: в этом году мы планируем, что они вдвое расширят существующие мощности, в том числе в сфере аддитивных технологий. Правительство Петербурга в лице особой экономической зоны «вело» этого производителя буквально с этапа идеи до полноценного крупного производства, которое мы продолжаем поддерживать.
Приведенные выше примеры являются типичными для экономической политики Санкт-Петербурга. Так же как и Москва, Северная столица широко внедряет инструмент льготного предоставления промышленных территорий. Это перспективный способ стимулировать рост производящего сектора экономики.
В качестве формы создания благоприятных условий для ведения промбизнеса применяются офсетные контракты, долгосрочный государственный и корпоративный заказ.
Весомым стимулом для экономики города являются крупные инфраструктурные проекты.
– В частности, мы анонсировали создание второго разводного моста, – рассказал Александр Ситов. – Это один из нынешних приоритетов Петербурга. Последний мост такого типа был построен уже пятьдесят лет назад. Сейчас продолжаются строительные работы. Мы уверены, что сроки будут смещаться только влево. Наша компания, Обуховский завод», сначала для Биржевого моста заместила иностранные гидроцилиндры, разработав их с нуля (город их закупил). Теперь выполняет аналогичный проект для Большого Смоленского моста. Продолжается сотрудничество с компанией «Метрострой Северной Столицы», которая поставляет проходческие щиты, также разработанные с нуля, и другое технологическое оборудование. Предусмотрена субсидия на НИОКР для компаний Санкт-Петербурга, готовых разработать новую продукцию для нужд города. Часть затрат, при этом компенсируется. Наиболее эффективный пример взаимодействия по данной программе есть с Обуховским заводом. Предприятие проводит опытно-конструкторскую разработку центрифуги совместно городским Водоканалом. Подобное оборудование прежде поставлялось только из-за рубежа. Таким образом, мы видим возможность достижения технологической независимости на данном направлении не только в масштабах города, но и в масштабах всей Российской Федерации. Примеров множество. Сегодня «Силовые машины», разрабатывают комплекс импортозамещающих проектов. В том числе в партнерстве с «Газпромнефтью» при разработке конструкторской документации (вплоть до материаловедения).
По словам эксперта, применяются новейшие методы автоматизированных расчетов, в том числе с использованием суперкомпьютеров. Они позволяют улучшать параметры замещаемого оборудования. «Планировали просто импортозаместить, но технические характеристики улучшились». Такие примеры позволяют уверенно заявлять о лидерстве, не в виде лозунга, а в качестве настоящего прогресса.
Преимущество Петербурга в том, что город совмещает функции университетского центра и фабричного полиса. Благодаря этому сохранились обширные заделы в сфере судостроения.
Еще одна значительная точка технологического прорыва – это беспилотная авиация.
– Не все знают, что развитие отрасли БПЛА больше обусловлено не возможностями авиапрома как такового, а первичным звеном компаний радиоэлектронной отрасли. Опыт показал, что компании, достигающие наибольшей эффективности и роста на направлении беспилотных авиастистем, – это именно радиоэлектронные компании. В Петербурге эта сфера очень развита, мы ее активно поддерживаем и стимулируем. Так, при содействии города наша компания «Радар ммс» в ближайшее время должна кратно расширить производство. Предоставлена земля, оказана поддержка по линии Фонда развития промышленности.
Объем ФРП Санкт-Петербурга один из самых крупных в стране.
Он превышает 13 млрд рублей. Город активно применяет инструменты по компенсации лизинговых платежей (прямыми субсидиями). В прошлом году такую субсидию масштабировали и на малые технологические компании. В 2025 году Правительством субъекта сверстана новая субсидия «на роботизацию» – в дополнение к тем инструментам, которые уже реализует Минпромторг России.
По словам эксперта, на экономике города благоприятно сказалась реформа национального режима: унификация требований импортозамещения для 44 и 223-ФЗ. Тем самым был значительно увеличен рынок гарантированного сбыта именно для дискретных и наукоемких технологий, для продукции с высокой добавленной стоимостью и высокими венчурными рисками.
– Во всех инструментах ПП 1875 мы видим перспективу, они работают, мы фиксируем конкретные результаты, активно сотрудничаем, привлекая и федеральные деньги, и свои. Есть синергия нашего технопарка с технопарками ведущих вузов города. Связываясь с крупной промышленностью, они запускают «тройную спираль»: между наукой, государством и корпорациями, – заключил Александр Ситов.
Санкт-Петербург добился значительного прогресса в развитии методологии и правоприменительной практики закупок.
- Одно из достижений на этом поприще – рождение термина как «квалифицированный заказчик». Обкатка этой функции происходила в Северной столице в формате так называемого «правила трех рублей» при закупках наукоемкой продукции.
Как развивается эта инициатива сейчас, и какие надежды на нее возлагает Правительство города в будущем, в эксклюзивном комментарии для ЦЗ рассказал Денис Толстых, председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга.
– На самом деле надежды большие, потому что именно сегмент наукоемкого производства составляет существенную часть экономики Санкт-Петербурга. Подтверждением являются двадцать лет Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗКАЗ», в котором участвовали наши предприятия. Свыше 30 экспонентов участников Форума в 2025 году – это компании, производящие инновационную продукцию. Мы заинтересованы в том, чтобы они завоевывали не только рынок субъекта, но и рынок государственного заказа. Наша работа прежде всего просветительская: мы собираем заказчиков, объясняем им современные нормативы, показываем «как это работает» и что с этим делать. Мы погружаем наших заказчиков в информационный фон. Это очень важная работа.
– Проявляют ли банки интерес к рынку наукоемкой продукции, учитывая его низкомаржинальные характеристики?
– Да у нас активно работает на этом поприще Газпромбанк, интерес к венчурным проектам проявляет Сбер. Мы видим, что инвестиционный капитал проснулся.
– Отмечаете ли вы позитивное влияние Санкт-Петербугской товарно-сырьевой биржи на ценообразование в регионе?
– Мы, в принципе, сейчас очень активно работаем с Санкт-Петербургской биржей, в том числе в части включения биржевых процессов в госзакупки. Потому что мы понимаем, что рынок биржевых цен достаточно серьезно (на 10-12% в зависимости от периода, который мы берем) отличается от того ценообразования, которое сформировано в госзаказе. Поэтому часть наших заказчиков (в чей функционал и возможности это входит) мы привлекаем в том числе к биржевой торговле. Это касается в первую очередь сырьевых направлений: таких как топливо, мазут, лес. Активно подключаем к такому рыночному ценообразованию коллег по 223-ФЗ, поскольку нормативная система позволяет это делать в онлайне, сейчас, без каких-то дополнительных изменений. Прорабатываем инструменты, которые позволят экстраполировать этот опыт на заказчиков по 44-ФЗ.


Комментариев пока нет