По мнению экспертов АЦ, государственный сектор занимает избыточную долю в экономике России и оказывает негативное влияние на условия конкуренции на товарных рынках. А значит, одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции должно стать сокращение доли госкомпаний на конкурентных товарных рынках, считают эксперты АЦ.
Оценка доли государственного участия в корпоративном секторе на примере 100 крупнейших компаний, представленных в рейтинге Эксперт РА, показывает, что структура собственности в целом сохраняется, а доля госсобственности в последнее время даже несколько растет.
Число компаний с государственным участием в рейтинге топ-100 компаний выросло с 26 в 2017 году до 29 в 2018 году, при этом доля госкомпаний в выручке топ-100 компаний за аналогичный период выросла с 50% до 52%.
Есть и другой показатель – доля государственных и муниципальных закупок, распределяемая между госкомпаниями. Эксперты полагают, что закупки органов власти могут рассматриваться в качестве одного из институтов развития и инструмента поддержки малого и среднего бизнеса. В то же время значительная часть госзакупок распределяется среди компаний с государственным участием, что приводит к ограничению госзакупок как инструмента поддержки бизнеса.
На региональном и муниципальном уровнях минимальная оценка доли закупок у госкомпаний составила 19%.
Важность вопроса о высоком уровне госучастия в экономике, выступающего одним из препятствий для развития конкуренции, была отмечена на заседании Правительства Российской Федерации 27 августа 2020 года, где обсуждался вопрос состояния конкуренции в России. В частности, Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин отметил, что для развития конкуренции предстоит многое сделать на уровне и федерального правительства, и региональных органов власти.
«Важно устранить препятствия для развития экономики, среди которых – высокий уровень государственного участия и низкая доля малых и средних предприятий в структуре экономики, а также несовершенное тарифное регулирование», – подчеркнул он.
Вместе с тем, нельзя не заметить, что в Правительстве РФ существует и альтернативная точка зрения, согласно которой растущая доля государственного участия в экономике является объективным историческим процессом, требованием времени и научно-технологического развития.
Согласно этой логике процессам дробления и приватизации госсобственности необходимо напротив – противопоставить логику стратегического планирования – концентрации административных, материальных и финансовых ресурсов в руках государства и госкорпораций для решения крупных общенациональных задач.
Так, например высокая доля государственного участия совершенно не мешает добиваться значительных успехов в экономическом развитии США, Китаю, Южной Корее, Японии и другим флагманам мировой экономики. Наоборот, с наступлением кризиса процессы централизации и государственного регулирования в этих странах заметно усилились. Аналогичные изменения сегодня переживает и Российский промсектор. Одно из них – недавно принятый закон о национальных квотах в государственных и муниципальных закупках, а также стратегии: импортозамещения, льготного кредитования промышленных предприятий, диверсификация ОПК.
Комментариев пока нет