Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Промзона: инвестиционная дистрофия при избытке денег

В России замедлилась негативная динамика падения объемов промпроизводства, однако «финансовый голод» продолжается
Промзона: инвестиционная дистрофия при избытке денег
Теги: #Банки #Госзаказ 2021 #диверсификация #Инвестиции #ОПК

В первых числах апреля Росстат представил свежие данные об индустриальном секторе страны. Если верить этим цифрам, то прервано постоянное снижение показателя в течение 11 месяцев:

В марте 2021 года промышленное производство выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,1%. Рост объемов к марту 2020 года показали обрабатывающие отрасли – на 4,2%, энергетический сектор, тепло- и газоснабжение – на 11,0%, а также отрасли, связанные с водоснабжением и водоотведением, утилизацией отходов и ликвидацией загрязнений, – на 9,7%.

Оптимисты считают, что «настоящий рост», который подразумевает увеличение объемов серийного производства наукоемкой машиностроительной продукции, начнется позднее, когда в промышленность «вольют» средства ФНБ и крупных естественных монополий. Предполагается, что сюжет, связанный с Фондом национального благосостояния станет ключевым в Послании Президента Федеральному собранию.

Предвосхищая Послание главы государства, телеграм-канал бизнесмена Олега Дерипаски красноречиво заявляет:

– Увеличение доли инвестиций в ВВП до 35% – это единственный способ повышения темпов роста до 5-7 % в год. Государству необходимо вкладывать все доступные средства в инфраструктуру, а не держать их в кубышке, которая уже пухнет от валюты, хранящейся на счетах ЦБ, пока промышленность и вся российская экономика ходит с протянутой рукой. Ведущие страны мира вложили беспрецедентные объёмы средств для поддержки своих экономик на фоне пандемии: страны ЕС – в общей сложности порядка $2 трлн, Япония – более $3 трлн, США – порядка $4 трлн. На первый план выходят именно инфраструктурные проекты. И здесь на опережение в очередной раз сыграл дальновидный Китай. Инфраструктурные проекты – это драйверы роста, для их реализации требуется сталь, медь, цемент, и КНР с марта прошлого года усиленно накапливает объемы этой продукции: в 2020 г. импортировано 6,7 млн тонн необработанной меди – на треть больше, чем в предыдущем году. Увеличение по масштабу равно всему годовому потреблению меди в США. То, что спрос на сырье и полуфабрикаты будет расти, – это уже очевидный долгосрочный тренд… Мы должны успеть воспользоваться теми возможностями, которые открывает выход из пандемийных ограничений, чтобы дать дать стимул нашей обрабатывающей промышленности и нарастить экспорт полуфабрикатов из нашего сырья. Однако для этого нужно вкладываться уже сейчас: снижать ставки для инвестпроектов и активно заниматься снятием всех ограничений с предпринимателей, а не медитировать на нейтральную ставку, как любит наш ЦБ, зажимая средства и для предпринимателей, и для Минфина и заодно жертвуя развитием российской экономики и доходами простых граждан.

Как потратить миллиард, и в триста раз больше?

Еще одной позитивной новостью апреля следует считать распоряжение премьер-министра РФ Михаила Мишустина – выделить индустриальному сектору  1 млрд рублей в виде субсидий: на модернизацию производства, лизинговые программы и погашение долгов по коммунальным платежам либо подключение к коммуникациям. Деньги в разных пропорциях получат 25 регионов России. Деньгами помогут средним, стабильно работающим компаниям, которым нужно укрепить конкурентные позиции и нарастить долю на рынке. В отрасли считают, что один миллиард погоды не сделает.

Напомним, что в декабре 2020 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров обещал в триста(!) раз больше:  

– Меры, в том числе государственной поддержки, которые предусмотрены в бюджете следующего года, – это более 300 млрд рублей только на промышленность, гражданскую промышленность…

Если деньги не берут – значит проблема в мышеловке

Как бы то ни было, история показывает, что проблема отнюдь не в отсутствии денег, а в самих мерах поддержки, которые не работают. Подчеркнем, что в бонусных программах Минпромторга и в Фонде развития промышленности огромные средства находились и в тучные, и в кризисные годы. Мало выделить и положить на полку 300 миллиардов. Если предприятия не хотят их оттуда брать, или не знают, как это сделать, значит, проблема в другом.

Именно об этом говорили на недавнем Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который прошел в Москве под лозунгом «Время российской промышленности!»

Представителями индустриального сектора в очередной раз была высказана точка зрения, что программы государственного стимулирования промышленных закупок должны содержать обязательное условие об авансовых платежах (это скажется и на себестоимости сложных продуктов, и на их рыночной цене для заказчика).

Авансовые выплаты для производителей следует прописать как обязательное условие, на вход банков в госпрограммы по кредитованию производства, отметили участники Форума ГОСЗАКАЗ.

Очевидным препятствием для индустриализации является отсутствие собственных оборотных средств. Не только для модернизации или перестройки конвейера, но и для банального долевого участия в тех самых госпрограммах льготного кредитования промышленности. Концессионный принцип всех госпрограмм является непреодолимым препятствием для отечественных производителей. Еще одним препятствием являются сроки: пятилетний горизонт кредитования – это катастрофически мало для промышленной продукции. А на большее банки не согласны. Так, например, в судостроительной отрасли требуются 15-20-летние сроки кредитования.

Лучше поздно, чем никогда. Поэтому вняв требованиям производителей, Правительство РФ пошло на беспрецедентные шаги по легализации авансовых платежей.  С 1 января 2021-го года вступило в силу 26-е Постановление, разработанное Минпромторгом. В первую очередь, оно адресовано поставщикам, которые сталкиваются с отсутствием авансирования при заключении контрактов (в том числе на гражданскую продукцию по проектам диверсификации ОПК).

Что делать: рецепты от Форума ГОСЗАКАЗ  

Анна Лаврентьева, вице-президент «Новикомбанка», (опорный банк промышленности, банк корпорации «Ростех»):

— Получение льготных кредитов возможно с использованием 26-го Постановления. Но подчеркну, что 26-е Постановление стимулирует (в том числе) и покупателей, прекрасно дополняя национальные квоты. Пользуясь этим инструментом, Покупатель может взять кредит уже сейчас на приобретение продукции гражданского или двойного назначения, направить не менее 70% льготного кредита на уплату аванса поставщикам, исходя из реестра ОПК.  И банки готовы предоставлять финансирование под 1-2% годовых на эти проекты. То есть, деньги есть! Но почему-то рост таких проектов не наблюдается.

По информации Новикомбанка, данной опцией на текущий момент воспользовались в  холдинге «Вертолеты России» для реализации двух проектов.

– Мы стали анализировать. В чем проблема? Ограничений существенных нет. Все уже знают, что такое льготное кредитование, – поясняет Лаврентьева.

Эксперты Новикомбанка разобрали нормативную базу по промышленным продуктам, подлежащим льготному кредитованию. Есть несколько документов, регламентирующих такие инвестиции: Приказ 2095 «Перечень продукции для КППК», Приказ 1863 «Перечень высокотехнологичной продукции», «Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации», размещенный в ГИСП, «Каталог промышленной продукции», «Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд» в ЕИС. Отдельно Минпромторгом  совместно с ВНИИ «Центр» ведется «Реестр гражданских проектов».

– В этой огромной системе перечней нет самого главного: отсутствует единый верифицированный и постоянно обновляемый список продукции – необходимой для выполнения национальных проектов. По существу такой документ должен стать перечнем техзаданий. Он бы позволил синхронизировать текущие потенциальные возможности по производству продукции с потребностями заказчиков, покупателей и естественных монополий. Мы направим предложение по формированию такого документа, — сообщила Анна Лаврентьева.

Также, Лаврентьева считает, что при формировании перечня следует сразу закладывать маркировку программ предприятий ОПК, реализуемых в рамках Национальных целей развития. Эту финансовую связку нужно сразу фиксировать, чтобы было понятно, что новых бюджетных вливаний нет, что они уже заложены.

Напомним, что маркировку движения средств в рамках нацпроектов, на базе Единой информационной системы закупок на протяжение целого года с переменным успехом пыталось реализовать Федеральное Казначейство. И хотя нацпроекты (в их отчетливой версии) «приказали долго жить»,  технические наработки ЕИС не должны пропасть понапрасну.

Именно при наличии прозрачного и предельно конкретизированного механизма государственных закупок высокотехнологичной продукции у российских производителей, банки будут готовы предоставить финансирование по 1-2% годовых, по льготной ставке, отметила Анна Лаврентьева. Ясность со стороны государственного заказчика является главным условием вовлеченности частных инвесторов.

Автор: Андрей Троянский

16 апреля 2021, 16:37
492
Теги: #Банки #Госзаказ 2021 #диверсификация #Инвестиции #ОПК