Краеугольным термином в выступлении Президента РФ на заседанит Совета по стратегическому развитию и национальным проектам снова стала «экономика предложения». Напомним, именно на экономике предложения была построена вся новизна и логика президентского Послания Совфеду в начале 2024 года.
– Продолжим наращивать производственный потенциал России, тем самым развивать экономику предложения. Будем использовать такие меры поддержки бизнеса, которые способны дать максимальный эффект для увеличения выпуска товаров и услуг, – заявил Владимир Путин, открывая заседание. – Именно в тех отраслях, где это больше всего необходимо.
Главное для системы закупок из тезисов Президента РФ:
- Тонко настраивать нормативное регулирование реального сектора, улучшать регуляторную среду и снимать административные барьеры для производственного бизнеса.
- При развитии приоритетных технологических направлений – там, где это возможно, разумеется, – надо обеспечить увязку работ, проводимых в гражданском сегменте и в оборонной сфере. Это нужно, чтобы избежать дублирования усилий и распыления ресурсов.
- Из-за внешних ограничений и барьеров у российского бизнеса снижаются возможности использовать западную логистическую, страховую, платёжную инфраструктуру, и мы активно развиваемся здесь, работаем над собственными решениями, в том числе с коллегами по БРИКС. Эти услуги и сервисы выстраиваются на современной технологической базе.
- Основанием для следующей группы тезисов в обращении президента является казначейский кредит – форма краткосрочного кредитования, предоставляемого государством на беспроцентных условиях либо с минимальным процентом от 0,3%.
Составляет основу целого пакета эффективных инструментов финансирования в рамках национальных проектов под названием «Инфраструктурное меню». Также может выступать в качестве меры поддержки для регионов с особым экономическим статусом (Крым, Севастополь), либо для регионов со сложной экономической ситуацией.
- Расходы национальных проектов станут приоритетами федерального бюджета на предстоящие годы. Их мероприятия нужно полностью обеспечить финансированием. Средства должны выделяться, воплощаться в конкретные проекты, стройки, объекты, причём делать это нужно интенсивно, по намеченному графику. <…> Дело не только в суммах и бюджетной дисциплине, что, безусловно, тоже очень важно. Главное, что за этим следуют видимые результаты: (созданные с нуля современные производства). <…> Хорошим финансовым подспорьем для субъектов Федерации станет списание части госдолга, а также выделение дополнительных целевых кредитов на обновление инфраструктуры и улучшение ситуации в системе ЖКХ. Особое внимание нужно уделить арктическим и дальневосточным регионам, субъектам с низким уровнем бюджетной обеспеченности.
Также президент поручил «включить в нацпроекты и обеспечить ресурсами мероприятия мастер-планов дальневосточных и арктических городов».
Подразумевается целая ветка новых подходов к инвестициям на внутреннем рынке, связанная с недавно запущенной реформой пространственного развития страны: концессиями, элементами госплана и нормирования в региональной экономике, региональным инвестиционным стандартом и офсетным контрактом.
Особый пункт в обращении президента касается организационных мероприятий, контроля за исполнением и отчетности по нацпроектам.
- Показатели нацпроектов должны отражать планируемый результат, то есть насколько в реальности улучшится тот или иной параметр социально-экономического развития. Прошу Правительство и дальше тонко настраивать нормативное регулирование реального сектора, улучшать регуляторную среду и снимать административные барьеры для производственного бизнеса.
По словам президента, предварительную оценку по реализации нацпроектов и первые результаты станут предметом следующего заседания Совета в июне 2025 года.
Национальному центру «Россия» дано поручение подготовить справочник-навигатор по нацпроектам и их конкретным результатам, написанный простым понятным языком (без канцеляризмов, которые свойственны государственным документам).
Президент подчеркнул, что целевые показатели нацпроектов должны быть объективными. То есть, основываться на реальном положении дел и сохранять преемственность достижений предыдущих нацпроектов.
Счетной палате РФ дано поручение проанализировать исполнение нацпроектов с 2019 по 2024 год, сделать соответствующие выводы и рекомендации.
Соотнесем задачи, поставленные Президентом России с реальной обстановкой в экономике и с теми целями, которые Владимир Путин обозначал в своем Послании Федеральному собранию в начале года. Очевидно, что обстановка сложная, и она далека от улучшения.
Рост производственных инвестиций в РФ остановился во второй половине года. В самых скептических прогнозах говорят, что после шоковой паузы начнется спад. Двухзначный рост в некоторых отраслях обрабатывающей промышленности (которым гордится Минпромторг России), объясняется именно опережающими инвестициями в средства производства. Никаких других известных экономической науке способов рывка не существует. Всегда в основе инвестиций лежала денежная эмиссия. Мы видим, что во всех странах, где фиксировался экономический рост, центральные банки выступали в качестве кредиторов последней инстанции. Они обеспечивали национальные банковские структуры и институты развития длинными дешевыми деньгами.
По мнению экономиста Сергея Глазьева, финансовый блок во главе с ЦБ России ведет ошибочную денежно-кредитную политику, основанную на ложных представлениях о госдолге:
– Денежно-кредитная политика сдерживает все эти возможности и входит в определенное противоречие с поставленными задачами, поскольку отдаляет экономику России от их достижения. На фоне проводимой политики высокой процентной ставки в аналитических и правительственных кругах России появляются материалы, имеющие как минимум неоднозначное толкование и даже отдельные ошибочные положения. Причем актуальность их на порядок ниже, нежели решения по ключевой процентной ставке. Речь идет об избыточности заимствований в деле увеличения государственного долга России, а также об оценке эффективности научно-технологического развития. В частности, если государственный долг увеличивается на любую величину в год профицита бюджета, то это трактуется как «избыточное заимствование». Тем самым постулируется, что не избыточные или достаточные заимствования должны происходить только в год дефицита бюджета.
Сегодня, кадровая логика изменилась: сейчас заводы приходят к людям, а не наоборот. Прежняя логика пространственного развития подразумевала, что когда людей перемещали к производству, которое заземляли ближе к источникам природных ресурсов. Теперь наличие квалифицированного человеческого ресурса, а не причуды экономической географии является определяющим фактором
Фондовый рынок страны, согласно поручениям Владимира Путина и Михаила Мишустина за год должен был усилить свою роль как источника инвестиций. Однако таких процессов, достаточно масштабных, чтобы повлиять на всю инвестиционную политику в промышленности, пока не происходит. Согласно планам Правительства РФ, капитализация фондового рынка к 2030 году должна удвоиться по отношению к текущему уровню и составить 66%. В том числе через механизмы проектного и акционерного финансирования. В ближайшие два года с использованием фондов акционерного капитала будут поддержаны индустриальные проекты с инвестициями более чем на 200 млрд рублей. ВЭБ.РФ при участии коммерческих банков будет входить в капитал высокотехнологичных компаний, чтобы оказывать содействие развивающимся проектам в фазе роста.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет