На площадке Форума прошло открытое заседание Госсовета, в котором приняли участие представители министерств, отвечающие за научное развитие, крупнейших вузов, кредитных организаций и наукоемкого бизнеса.
На повестке «заземление» нового Закона о технологической политике через правоприменительную практику в государственных и корпоративных закупках.
Со стартовым докладом, представляющим всю структуру развития и поддержки наукоемких закупок выступил замминистра экономического развития РФ Максим Колесников:
– Ключевая история с точки зрения подзаконной базы – это карты технологической кооперации. Принципиальное отличие НТПЛ от любых других проектов заключается в том, что мы не просто поделили продукцию по объему сбыта, а разложили эту продукцию на ключевые комплектующие, а дальше эти компоненты – на технологии, которыми необходимо обладать (с критериями оценки критичности). Таким образом, мы все НТПЛ видим в двух осях (и с точки зрения объемов продукции) и с точки зрения технологической зрелости: сейчас – и по уровню, которого мы должны достичь к 2030 году.
Очень важная тема, которая, по словам Максима Колесникова, произрастает из закона – это право на риск. Теперь оно дается не только институтам развития – но и технологическим компаниям.
Ряд актов законопроекта уже находится на рассмотрении в Правительстве РФ (сроки принятия – июнь/июль текущего года).
Сенатор Иван Абрамов предложил уделить особое внимание в новой стратегии технологического развития России – экспорту отечественной продукции. В нацпроектах технологического лидерства должна появиться отдельная метрика по экспорту. При этом правительству придется пройти между Сциллой окупаемости и Харибдой санкционных ограничений. Экспорто-ориентированная продукция – относится к зоне риска.
Поэтому Минэк намерен сосредоточиться на рынках дружественных стран (ЕАЭС плюс БРИКС).
Со стороны «Платформы Национальная технологическая инициатива», которая участвовала в заседании в формате ВКС поступило рациональное предложение. По словам директора организации Андрея Силинга, в программе НТПЛ должны быть обязательно задействованы 25 центров по развитию сквозных технологий, которые поддерживались государством. Нужна преемственность опыта.
Со стороны вузовского сообщества было озвучено меткое замечаение о том, что в России до сих пор не сформирован инструмент накопления базовых научных знаний, технологий и НИОКР. Нет ни самой методики их присвоения разработчиками и государством, ни научных библиотек или реестров. А самое главное – отсутствует понятный путь закупки и финансового обеспечения таких фондов. Нет заказчика и нет исполнителя.
По видео-конференцсвязи к открытому заседанию Госсовета присоединился первый заместитель министра промышленности и торговли России Василий Осьмаков:
Государство как квалифицированный заказчик (Осьмаков). Нужен язык постановки задач в науке. Адаптация карт технологической кооперации. У каждой из задач должна быть персонально ответственная фигура.
– Что такое новая модель управления наукой. Над ней в правительстве работает шесть рабочих групп. Одна из них – группа Минпромторга. Это группа по развитию функционала государственного «квалифицированного заказчика». Сама постановка вопроса, говорит о том, что проблема с долгосрочным целеполаганием в науке существует. Эти разрывы сохраняются. Мы неоднократно их обсуждали. Мы восприняли функцию нашей рабочей группы – как создать язык описания постановки задач для науки со стороны обрабатывающей промышленности (за которую мы отвечаем). Основой для достижения целей НПТЛ должны стать карты технологической кооперации. Мы сейчас переработали эти карты в открытый формат, достаточный для транслирования научным организациям в виде конкретных консолидированных задач. При этом, у каждой такой цепочки кооперации должна появиться фамилия, имя отчество, конкретная компания – с должностью ответственной за решение этой технологической задачи.
Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга представил исчерпывающий доклад о стратегическом развороте в научной политике государства с цифрами и историческими выкладками.
Княгинин особо заострил внимание на роли субъекта в проектах НПТЛ. Ключевым показателем здесь выступают внутренние затраты на исследования и разработки (ВЗИР) – выраженные в денежной форме. Проблема в том, что у разных субъектах эта экономика радикально различается и сильно зависит от бюджетной обеспеченности.
– Наука не просто работает как основной инструмент научно технологического прогресса. Социально-экономический прогресс достигается только на базе технологических разработок. Другого способа не существует. В Законе о технологической политике, регионы упомянуты, но не доработали одну существенную вещь – не прописали контроль технологических цепочек. У нас четыре региона, где ВЗИРы составляют больше ста миллиардов рублей в год. Затем идет небольшая группка регионов с показателем от 46 до 10 миллиардов. Еще одна группа ниже 10. Остальные – даже не идексируются в рамках этого показателя (в последнее время в Росстат не сдаются).
По словам эксперта, опыт закрывающейся мировой экономики с ограничением рынков доказывает, что если бы мы ввели контроль технологических цепочек, то перед Россией не стояла бы задача поиска технологий. Страна была бы обеспечена критическим минимумом.
Михаил Котюков, губернатор Красноярского края, председатель Комиссии Госсовета РФ по направлению «Технологическое лидерство» в этой связи суммировал, что для успешной реализации НПТЛ регионам нужна фиксированная научно-промышленная специализация. А Правительству и министерствам – привычка к мышлению технологическими цепочками.
Системная проблема, на которой сфокусировалось большинство спикеров – это узкий горизонт планирования. В научном секторе он жестко привязан к циклу подготовки поколения кадров. (10-15 лет). В производственном бизнесе совсем другие циклы финансирования и проектирования стратегий окупаемости. Присутствующим представили центр «Сириус» в качестве эталонного кампуса для выращивания кадров.
Дмитрий Зауэрс, заместитель Председателя Правления Банка ГПБ (АО):
– В стране огромной интеллектуальный ресурс, но его нужно мобилизовать. Реализация национальных проектов технологического лидерства требует новых моделей управления трансфером знаний в индустрию. Устранения индустриальных пробелов в цепочках кооперации — условие создания новой отрасли. Связка собственных разработок, опытного производства, гигафабрики и якорного заказчика позволит пройти путь «от науки до электробуса» и достичь цели технологического лидерства в области накопителей. Мы обсуждали с Миноборнауки создание специальных фондов технологического лидерства науки в университетах, которые предметно инвестируют в продукты, от которых будет зависеть технологическое лидерство. Мы с Миноборнауки помогаем запустить программу с фокусом на то, чтобы университеты фокусировались на задачах техлидерства.
Итоги заседания подвел заместитель министра финансов России Алексей Лавров:
– Необходимо совмещать госзаказ и технологическое лидерство. Государственные заказчики, конечно, не потребляют прорывную инновационную продукцию. А куда интегрировать все технологии, инновации? И государственные заказчики, и особенно заказчики, работающие по 223-ФЗ, которые являются технологическими лидерами, могут стать потребителями продукции всего технологического оборудования. А денег там много — минимум 40 триллионов рублей размер федерального бюджета. Я не скажу, что это будут постоянные потребители. Но надо выходить на экспорт. Технологическое лидерство подразумевает не импортозамещение, а экспортную экспансию. Нужно продавать отечественную инновационную продукцию на рынках стран ЕАЭС. Если мы не сможем продать продукцию в дружественных странах, то мы не сможем продать его негде. Надо начинать экспансию экспорта с нашего единого рынка.
Комментариев пока нет