Правительство РФ реализует политику поддержания национальной промышленности через закупки. При этом, власти рассчитывают, что в той же логике будут действовать представители крупного бизнеса, компании с государственным участием и госрегулированием.
Передовой практикой применения сразу двух инструментов импортозамещения обладает Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Это офсетные контракты и методика доращивание поставщиков из числа малого и среднего бизнеса.
Автодор поделился этим опытом на специальной сессии по проблемам закупок в транспортной отрасли на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Компания осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с ФЗ-223 и отвечает за строительство дорог континентального масштаба.
На карте, представленной госкомпанией в презентации, показаны транспортные артерии, которые уже введены в эксплуатацию и уже играют огромную роль в экономике страны. А также дороги, строительство которых запланировано на ближнесрочную перспективу. М-12 «Восток», М-11 «Нева», ЦКАД, одна из старейших дорог – М-4 «Дон»…
ЯКОВЛЕВА А.О. секция 4 Транспорт Госзаказ 17.05.2024
Анастасия Яковлева, директор департамента конкурентной политики Государственной компании «Российские автомобильные дороги»:
– Офсетные договоры в дорожно-транспортной отрасли – это механизм, которым мы можем поддержать промышленность. Перечисленные выше дороги и их эксплуатация определяют ту потребность, которая у нас возникла, и которую мы закрыли именно благодаря офсетным контрактам.
Когда подразумеваются нужды подрядчиков, то эти потребности более-менее очевидны: это материалы и машины, необходимые для строительных работ. Эксплуатация транспортных сетей ставит более проблемные задачи в части удовлетворения нужд заказчиков, поскольку не все востребованное оборудование производится в России.
Взимание платы на российских дорогах осуществляется двумя способами: «барьерным» и «безбарьерным». Оба варианта подразумевают применения транспондеров (помимо способов традиционной оплаты наличными или карточкой). Для транспондеров требуются антенны (стационарные принимающие устройства, которые считывают информацию).
– Когда началась Специальная военная операция, то примерно через полтора-два месяца мы получили от наших партнеров поставщиков транспондеров и антенн письмо о том, что поставки этого оборудования в Российскую Федерацию прекращаются в одностороннем порядке, – рассказала Анастасия Яковлева. – Мы начали прорабатывать иные каналы поставки. Транспортная сеть растет, пропорционально растет и потребность в поставках данного оборудования.
Находясь в состоянии стопроцентной импортозависимости от европейских поставщиков по данным видам продукции, Россия потребляла до 500 тыс. транспондеров и антенн в год.
Столкнувшись с ситуацией ограничения поставок в 2022 году, Автодор начал искать альтернативные возможности удовлетворения потребности. Было принято решение стимулировать на территории Российской Федерации автономное производство аналогичного отечественного оборудования.
– Здесь нам очень помогли наши коллеги из «Корпорации МСП». На тот момент вступил в силу Федеральный закон, позволяющий реализовывать программы поддержки и так называемого «выращивания» поставщиков. В том числе, приобрели легитимную форму офсетные договоры по 223-ФЗ. В ноябре 2022 года мы утвердили программу выращивания и объявили отбор компаний, – отметила Анастасия Яковлева. – Предварительно была проделана колоссальная и напряженная работа. Поскольку имеющиеся модели офсетных договоров по 44-ФЗ, 223-ФЗ конкретно к нашим потребностям не подходили, опыт было невозможно перенять. Была проведена комплексная рыночная аналитика. Офсетные договоры имеют мало общего с классическим договором поставки, а договор взаимодействия заказчика с поставщиком. Оба со своей стороны вкладывают средства, при этом поставщик, инвестируя деньги, показывает свои заделы по производству.
В условиях борьбы за долгосрочное сотрудничество с Автодором поставщик, выходя на отбор, должен был показать наличие квалифицированных кадров, которые бы позволяли выполнять работу, показать имеющиеся технологические заделы, подтверждающие организовать производственный процесс, а не просто отверточную сборку и перепродажу через какие-то каналы.
На этот отбор вышли четыре потенциальных контрагента, в конкуренции победил один. И в декабре 2022 года Автодором был заключен первый офсетный договор. В качестве поставщика выступила российская компания «Сорб Инжиниринг» – субъект малого предпринимательства.
– Мы реализовывали программу поддержки через свою дочернюю организацию «Автодор – Платные дороги». При заключении этого договора были заложены 100 тыс. транспондеров, 10 тыс. держателей, общей стоимостью договора 120 миллионов рублей. Объем инвестиций, которые со своей стороны должен был привлечь поставщик составил 50 миллионов рублей.
На текущий момент Автодору поставляется транспондер, который произведен в России и реализуется на территории России.
– Нельзя сказать, что реализация офсетного договора происходила гладко, но сама конструкция этого договора предполагает совместное решение проблем, – рассказала Анастасия Яковлева. – И заказчик, и поставщик кровно заинтересованы в том, чтобы договор исполнялся. Чтобы не просто была поставка, а функцонировало производство. Мы выезжали на место и согласовывали рабочую документацию. Мы выезжали на завод для контроля процессов: у поставщика возникали проблемы с оборудованием для сборки. Мы совместно их решали. На текущий момент уже осуществлена поставка 40 тысяч транспондеров. Они стоят дешевле, чем аналоги иностранного производства. Это был первый офсетный договор, и мы с точки зрения заказчика относились к нему критически.
Понимание того, что офсетный контракт является вполне эффективным рабочим механизмом, сподвигло Государственную компанию «Российские автомобильные дороги» двигаться дальше в применении этой методики.
Поэтому был разработан и заключен второй офсетный договор (на поставку и производство антенн принимающих устройств). Объем предполагаемой закупки в рамках нового офсета – 100 штук. В отличие от транспондера это более сложное комплексное оборудование. Поставки запланированы на 2024—2026 год. Общая стоимость нового офсетного договора составляет 113 млн. рублей. Объем привлеченного поставщиком финансирования – 20% (22,6 млн. рублей). Согласно требованиям, компания-подрядчик должна иметь локализацию на территории РФ, обладать знаниями и компетенциями в сфере приборостроения, опытом производства радиоэлектронной продукции.
– Мы получили представление о том, что на рынке есть заинтересованные производители, которые мотивированы участвовать в этом отборе. Мы очень надеемся, что они выйдут на сотрудничество. Предполагаем, что использование механизма офсетного контракта позволит создать полностью замещающее производство на территории РФ.
Когда механизм офсетных контрактов обсуждался в качестве меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на эту стратегию делалась высокая ставка, как на производственный стимул в закупках любых товаров. Однако первая практика и осторожное отношение поставщиков к использованию офсетов показывают, что они лучше подходят именно для инновационной и наукоемкой продукции.
В Автодоре считают, что офсетные контракты – это, прежде всего стартовый инструмент для создания производств и освоения компетенций, ранее не существовавших в стране.
В ходе профессиональной дискуссии представителю Автодора был задан вопрос: что стало основанием для принятия решения об офсетной сделке на наблюдательном совете? Каким может быть фактическое или юридическое подтверждение отсутствия такого производства на территории РФ или невозможность поставки той или иной продукции? Какими аргументами заказчик может оперировать, доказывая правомочность именно офсетного договора перед контролирующими органами. Есть ли у заказчика защита от неправильного понимания его действий?
По словам Анастасии Яковлевой, наблюдательный совет описываемую сделку в рамках офсетного контракта не рассматривал. Решение принималось заказчиком исходя из той логики, что транспондеры и принимающие антенны – это узко-специализированное оборудование. А формальным обоснованием того факта, что в РФ поставщиков такого оборудования нет, являются официальные письма от компаний-импортеров о запрете поставок (с отсылками на нормативные акты Австрии и Нидерландов с товарными кодами соответствующей продукции).
Транспондеры и антенны, которые требуются Автодору, являются уникальными в своем роде по техническим параметрам. Ппродукция из КНР и Тайваня не подходит под требования заказчика. Еще одним аргументов в пользу выбора именно такого технологического решения, является тот факт, что половина дорог уже оборудована устройствами соответствующего типа.
На момент объявления первого офсетного контракта соответствующий технологический задел для потенциальной организации производства транспондеров и антенн имелся только у российского военного концерна «Алмаз-Антей». При этом не секрет, что наличие только одного или двух производителей на территории страны создает угрозу монополизации рынка. Принимая решение об офсетном договоре, заказчик руководствовался принципами создания конкурентной среды.
– Когда востребованных поставщиков десятки и сотни, то офсетный договор (с нашей точки зрения) не целесообразен, – пояснила Анастасия Яковлева. – Но если известен только один потенциальный производитель, то это является основанием для того чтобы найти конкурента в формате офсета. Или, по крайней мере, помочь ему вырасти. 209 Федеральный закон предоставил нам возможность реализовывать программы выращивания…
Легализация норм доращивания поставщиков и расширение возможности заключать офсетные контракты удачно совпали во времени. Эти инструменты логично применять в комплексе, поскольку они могут эффективно дополнять друг друга. Что и продемонстрировала на практике Государственная компания «Автомобильные дороги».
В пользу эффективности и конкурентности использованной Автодором практики свидетельствует еще один факт. По закону, если отбор проводится в соответствии с 209-ФЗ (статья 16.1), то он осуществляется даже не на площадке заказчика, а на инфраструктуре «Корпорации МСП». Закон позволяет по результатам такого отбора заключить договор с единственным поставщиком. Однако в «Росавтодоре» было принято решение в пользу конкуренции, и потенциальным поставщикам пришлось доказывать свои преимущества.
Наконец, с точки зрения заказчика, целесообразность офсетного контракта оправдана чисто экономически: фиксируется цена на закупку единицы продукции. Если производитель выпускает партию свыше потребности заказчика, то он может ее реализовывать излишки по любой цене. Эта экономическая целесообразность является серьезным аргументом в защиту интересов заказчика, решившего осуществить закупку в форме офсетного договора.
Комментариев пока нет