Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Офсетные контракты – вторая жизнь технопарков

От «заземления» нового закупочного инструмента зависит прочность национальной экономики
Офсетные контракты – вторая жизнь технопарков
Теги: #Индустриализация #Офсетные контракты

В начале августа Правительство РФ утвердило дополнительные требования к исполнителям офсетных госконтрактов. Появилась предквалификация. Теперь потенциальный поставщик должен показать наличие соответствующего опыта, либо –  данные о сумме выручки не менее 20% НМЦК (за последние 5 лет до даты закупки).

Вместе с тем механизм офсетных контрактов остается пока еще достаточно сырым и малоизученным. По нему мало правоприменительного опыта, что замедляет и затрудняет работу в новом формате.

На XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле представители реального сектора экономики обратились к законодателям с просьбой сформировать понятные методические сопроводительные материалы по офсетным контрактам, которые бы пошагово позволяли использовать этот новый для большинства заказчиков и поставщиков механизм. Также была высказана идея – создать горячую линию по офсетным контрактам.

Реальный системный опыт применения офсетных контрактов есть у Москвы в ограниченных отраслях (фармацевтика и медтехника). При этом, большой интерес к перспективному механизму проявляют в других отраслях и регионах. По данным столичного департамента по конкурентной политике, к ним регулярно поступают обращения от других субъектов РФ с просьбой помочь с применением офсетов, например, в машиностроении. Ответы приходилось давать исходя из собственных компетенций и знаний юристов. Если бы такой опыт был систематизирован на федеральном уровне (документы, отсылки к законам, типовые бланки отчетности, инструкции и рекомендации по конкретным случаям), то регионам было бы значительно проще двигаться вперед.

Рано или поздно, такой практически опыт будет накоплен, появятся алгоритмы правоприменения для разных отраслей, заказчики научатся на своих и чужих ошибках. Однако, это не тот случай, когда можно пустить дело на самотек. В условиях санкций с офсетными контрактами связаны большие надежды национальной экономики. Чем быстрее пройдет период адаптации, тем лучше для промышленности, бизнеса и конечного потребителя. По сути, это тот инструмент, который позволит изменить и структуру закупок, и их идеологию. Договор на поставку будущей вещи на долгосрочный десятилетний период в обмен на встречные обязательства поставщика создать или модернизировать предприятие, дать рабочие места, выдерживать заданный уровень качества – это совершенно новый формат развития. Он требует иного экономического мышления.

По словам Антона Гетта, разъяснительную работу по офсетным контрактам мог бы взять на себя Комитет Государственной Думы по защите конкуренции, зампредом которого он является.
– Мы сделаем такую форму обратной связи. Обязательно будем просить Москву подключиться к разъяснительной работе, Федеральное казначейство.

Определенные знания и опыт в применении офсетов есть у госкомпаний и корпораций. Таким опытом на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» поделилась «Росгеология».

Евгений Князев, вице-президент, руководитель блока организации закупок, логистики и тендерной деятельности АО «Росгеология»:

– 223-ФЗ более гибкий. Поэтому на сегодня нет никаких ограничений, которые бы мешали применять элементы офсетных контрактов в закупках госкорпораций и госкомпаний. Поскольку бизнес Росгеологии достаточно диверсифицированный, у нас есть направления, где мы используем такие возможности. Считаем, что прежде чем механизм офсетных контрактов будет вводиться в 223-ФЗ было бы правильно предварительно изучить запросы бизнеса. Тогда применимость норм будет значительно выше, чем просто их формальная легализация.

По офсетной схеме Росгеология приобретала геофизическое оборудование, половина из которого – это стандартные датчики, кабели. То есть те виды продукции, которые в процессе работы воспринимаются заказчиком как расходный материал. При этом, если рассчитать совокупный объем и стоимость такого оборудования, то выясняется, что это чек на несколько миллиардов рублей.

Наладить производство этих технологически несложных изделий в России было бы очень на руку. Особенно учитывая огромное значение топливно-энергетического комплекса в экономике страны. Для компаний отрасли указанная продукция является расходником.  По данным Росгеологии,  сложилась удачная конъюнктура рынка, когда не только поставщик оборудования хотел бы наладить его производство в России; интерес к организации производства проявили и недропользователи. Проект продолжает развиваться в рамках взаимного инвестирования.

Также есть пример применения офсетных механизмов в закупках у малого и среднего бизнеса.

– Традиционно, чтобы выполнять квоту, мы отдаем доставку топлива на наши труднодоступные объекты субъектам МСП, – рассказал Евгений Князев. – Создание топливозаправочных сервисов на долгосрочную перспективу идеально укладывается в парадигму офсетной контрактации. Есть гарантированный спрос. И со стороны наших партнеров из числа предпринимателей есть интерес к проекту на длительной перспективе.

Особые экономические зоны

Одним из идеальных сценариев дальнейшего масштабирования и «заземления» офсетных контрактов являются особые экономические зоны и технопарки. Если можно так выразиться, офсеты и технопарки созданы друг для друга. Ведь в офсетном контракте гарантированный заказ на определенный вид продукции осуществляется в обмен на создание нового (или модернизацию старого) предприятия. Промпарки проектируются под те же самые производственные задачи. Потенциальному поставщику не придется ничего строить или искать: решение логистических и инженерных проблем будет сведено к минимуму. Практически в каждом регионе России (а, зачастую, даже в нескольких муниципалитетах одного региона) имеется такая полностью готовая инфраструктура: технопарков, как грибов после дождя насоздавали немало по всем уголкам России. Остается только заехать в новый цех и инвестировать в новое оборудование.

Интересно, что офсетные контракты могут вдохнуть жизнь в эти, обыкновенно полупустые пространства. Дело в том, что технопарки и бизнес-центры создавались из расчета, что рынок сам придет и наполнит их содержанием. Но среднему производственному бизнесу нужно нечто большее, чем просто красивые здания и удобная логистика. Впервые в РФ появился не стихийный, а осмысленный сценарий развития особых экономических зон, основанный на гарантированном заказе и элементах государственного планирования в экономике.

Самый яркий пример того, как офсеты заходят в промпарки – это особая экономическая зона «Технополис Москва». Здесь  работают четыре компании, производящие продукцию в рамках офсетных контрактов. При этом к механизму проявляется колоссальный интерес со стороны других участников ОЭЗ.

Региональный подтекст

Обращает на себя внимание «региональный уклон» в методологии офсетных контрактов. Законом предусмотрена возможность объединения нескольких субъектов РФ для выполнения одного офсетного контракта. При этом минимальный порог для таких контрактов установлен на уровне 400 млн рублей. По оценкам Минфина, в течение двух лет субъекты РФ заключат около двух десятков таких контрактов.

Таким образом, перспективный закупочный механизм не просто забрасывают в массы, его  «высаживают» на хорошо подготовленную инфраструктурную сеть.

Неслучайно о масштабной программе поддержки промышленных кластеров и технопарков и о подготовке для них новой модели развития заявил в июле Михаил Мишустин. В логике премьера вторая жизнь технопарков связана с офсетными контрактами.

– У компаний-резидентов должен быть доступ к длинному финансированию и гарантированному спросу,  и в том числе с помощью внедрения так называемых офсетных контрактов, – заявил Михаил Мишустин.

Уже с этого года к технопаркам и офсетам можно будет подшить третий инструмент форсированного развития – промышленную ипотеку (5% годовых на покупку или строительство производственных площадей).  Максимальный размер займа на приобретение производственных помещений – 500 млн рублей на 7 лет. Кроме того, промышленную ипотеку смогут оформить девелоперы, специализирующиеся на создании индустриальных парков. Для них предусмотрена максимальная сумма займа в 2 млрд рублей на срок до 10 лет. Для сравнения: нынешний размер ставки для промышленности по стандартным банковским кредитам составляет 12-15% в зависимости от залоговых возможностей.

Автор: Андрей Троянский

12 августа 2022, 09:29
533
Теги: #Индустриализация #Офсетные контракты

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.