В базовом сценарии на первом этапе (до 2024 года) предусмотрено исполнение майских указов, в том числе увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн, развитие автодорожного коридора Европа – Западный Китай и коридоров Север – Юг, полноценное развитие Севморпути (СМП). Учитывается даже строительство ВСМ «Евразия» (реализация которой под вопросом). Приоритетным направлением будет развитие сети федеральных автодорог с инвестициями 11 трлн руб. На втором этапе (до 2036 года) предлагается сфокусироваться на росте мобильности населения, стимулируя его через федеральные и региональные госпрограммы, разработанные на основе проектного управления.
Консервативный сценарий, сообщается в документе, «предполагает сохранение текущих тенденций развития транспортной системы». Оно будет сдерживаться концентрацией населения в крупных городах и конкретно в Москве, низкой инвестиционной активностью, ростом нагрузки на бюджетную систему. Ожидаются повсеместное повышение роли городов и рост городского населения. Возможны резкие колебания спроса на перевозки экспортных массовых грузов, в первую очередь угля, что потребует создания значительных резервов пропускной способности транспортной сети.
Внутренний водный транспорт, по проекту стратегии, к 2036 году нарастит перевозки лишь на 33% к уровню 2018 года. А по приросту перевозок пассажиров авиация будет кратно превосходить иные виды транспорта. К 2036 году пассажиропоток на авиатранспорте вырастет в три раза к уровню 2018 года, тогда как даже лидирующие по темпам роста железная дорога и метрополитен не приблизятся и к 50% прироста. Авиаподвижность населения к 2036 году должна увеличиться до 1,14–1,3 полета на человека в год, а общая транспортная мобильность — до 11,8–12,1 тыс. пассажиро-километров на человека в год. Количество субсидируемых региональных маршрутов вырастет со 130 до 225–235 к 2036 году.
Стратегия предусматривает рост перевалки грузов морскими портами на 51–58%, до 1,23–1,29 млрд тонн, а также значительное увеличение контейнерного транзита через территорию РФ: в ней даже обозначено, что после 2024 года в случае возможного снижения спроса на российский уголь, которое указывается как один из актуальных рисков для транспортной системы, высвобождающаяся провозная способность железных дорог может использоваться для транзита азиатских грузов. Транзитные перевозки контейнеров, отмечается в проекте, должны вырасти с 553 тыс. TEU в 2018 году до 1,6–1,7 млн TEU в 2025-м и 2,53–2,74 млн TEU в 2036 году. А доля контейнерных перевозок в общем объеме железнодорожных грузов должна вырасти с 3,2 до 14,7–16,3%. При этом доходы российских предприятий от транзита в общем объеме доходов от международных грузовых перевозок увеличатся к 2036 году на 60–85%.
Комментариев пока нет