Популярная инвестиционная логика финансовых властей РФ предполагает, чтобы на каждый рубль взятый из госбюджета приходилось не менее 4-5 рублей частных вложений. К сожалению, экономическая реальность на каждом шагу опровергает возможность такого сценария. У промышленности нет оборотных средств, а банки отказываются их выдавать – даже под залог недвижимости, оборудования и интеллектуальной собственности. Это подтолкнуло правительство страны к строительству компромиссной системы кредитования в формате государственного Фонда развития промышленности (ФРП), а также в ряде программ институтов развития.
Компромиссная модель кредитования позволяет предприятиям двигаться в научное будущее без ущерба для их самостоятельности. В ряде программ ФРП объем обязательного частного софинансирования составляет всего 20%.
Нельзя не заметить, что часть функционала ФРП сегодня повторяют и некоторые другие структуры, создаваемые вокруг так называемых «опорных» банков. К примеру, Маркетинговый центр НПО «Конверсия», сформированный госкорпорацией «Ростех» и Внешэкономбанком, – специализируется на изучении рынков для текущей и перспективной гражданской продукции ОПК.
Свою экосистему диверсификации ОПК на базе финансовых и нефинансовых инструментов выстраивает «Промсвязьбанк». В сентябре 2021 года сообщалось, что банк планирует сформировать Акселерационную программу, которая предполагает отбор наиболее перспективных идей и инициатив от предприятий ОПК и развитие их до состояния коммерчески привлекательных продуктов, а также запустить программы обучения в Академии ПСБ для менеджмента оборонных предприятий.
В точку сборки высокотехнологичных гражданских проектов и проектов двойного назначения ОПК и налаживания промышленной кооперации между ними постепенно превращается цифровая B2B-платформа ГИС промышленности. Возможно, в дальнейшем в нее также будут имплементированы инвестиционные механизмы.
Во время недавней встречи с Михаилом Мишустиным, в декабре 2021 года, директор ФРП Роман Петруца заверил главу кабмина, что Фонд развития промышленности «очень гармонично влился в реформу институтов развития»:
– Мы ни с кем не конкурируем, только дополняем друг друга, при этом подхватывая проекты ранней инновационной стадии для их масштабирования у инновационных институтов развития, взамен получая экспертизу и гарантийную поддержку…
У ФРП целая линейка программ, адресованных индустриальному сектору, при этом наиболее востребованными на сегодня являются сервисы финансовой поддержки проектов по выпуску высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.
Согласно озвученным на этой встрече данным, на текущий момент поддержкой ФРП воспользовались уже около 700 компаний в 72 регионах страны. «Мы уверенно двигаемся к цифре 1000 предоставленных займов», – сообщил директор Фонда.
Льготные займы – «на диверсификацию»
Главным инструментом ФРП являются длинные дешевые деньги на создание нового производства или инновационного продукта. Перечень компаний оборонно-промышленного комплекса в России включает более тысячи наименований. Однако использовать гражданские коммерческие кредиты реально могут порядка 500 из них. В силу своей организационно-правовой структуры (ФГУП, НИИ) не всем разрешено привлекать заемное финансирование.
Увы, лишь каждая пятая из этих пятисот компаний, является заемщиком ФРП. То есть фонду явно есть, куда развиваться. Практика показывает, что подавляющая часть поступающих от оборонки заявок, получает одобрение и в дальнейшем – финансирование. Динамика инвестиций в проекты ОПК по программам Фонда с 2015 года показывает устойчивый рост: к настоящему моменту ФРП профинансировал уже около 150 проектов/продуктов.
В портфеле ФРП программа «Проекты развития» является самой жесткой с точки зрения привлечения собственных источников софинансирования (соотношение 50/50%). Однако военные заводы строго ограниченны в возможности использовать средства на казначейских счетах. Поэтому большинству предприятий ОПК данный сценарий не по зубам.
Зато вполне по силам цифровизация конвейера в рамках программы «Цифровизация промышленности» (применение аддитивных технологий, виртуализацию процессов, закупку робототехники). Поддержка выдается пятилетними кредитами по льготным процентным ставкам 1-3%.
Самая простая программа льготного кредитования «Производительность труда». Речь здесь не идет о создании нового продукта, а о стратегии повышении эффективности работы и объема выручки предприятия, посредством увеличения доли гражданской продукции в объемах сбыта (300 млн рублей на пять лет под 1% годовых).
Наибольшим спросом у оборонных предприятий остается программа «Конверсия», реализуемая с 2017 года. Средства займа можно потратить на выпуск высокотехнологичной продукции гражданского и/или двойного назначения (от 80 до 750 млн рублей на срок до пяти лет с процентной ставкой 1-3%). Программа подразумевает выполнение двух принципиальных условий: а) продукт, под который берется кредит, должен быть импортозамещающим; б) проект должен предусматривать внедрение на предприятии наилучших доступных технологий. Предполагается софинансирование в соотношении 80% на 20%. Как поясняют в Фонде, в программу заложен определенный финансовый сюжет: заемщик должен выйти на объем выручки не менее 50% от суммы займа уже со второго года реализации проекта. С такой моделью предприятие сможет гарантированно вернуть займ. Причем, в первые три года ФРП не требует возврата основного долга, а взимает ежеквартальные платежи в объеме 1%. Заемщику дается время на то, чтобы построить или модернизировать свое производство, выйти на серийный выпуск продукции.
Для более масштабных проектов в Фонде предусмотрена программа «Приоритетные проекты», где размер кредитного чека увеличен до 2 млрд рублей. Если заемщику удается найти высококлассное финансовое обеспечение, то ставка составит всего лишь 1%. Но поскольку это маловероятно в условиях существующей банковской системы, то ФРП готов работать с обеспечением в виде движимого и недвижимого имущества под «гуманные» 3% годовых.
При оценке заемщика включаются три критерия. Как уверяют в ФРП, чтобы получить финансирование, достаточно удовлетворять хотя бы одному из них.
- Вхождение в отраслевые планы импортозамещения;
- Вхождение в перечень технологий для заключения спец-инвест-контрактов СПИК 2.0 (актуальный перечень включает более 600 технологий). Практика показывает, что перечень достаточно гибкий и может быть оперативно дополнен при соответствующем обращении в Министерство промышленности и торговли;
- Вхождение в сферу действия Постановления правительства № 1135 (продукт, не имеющий российских аналогов).
«Нацпромлизинг» – веское слово в линейке продуктов ФРП
Особая ниша борьбы за внутренний сбыт – это лизинговые сервисы. Зачастую отечественная продукция машиностроения проигрывает иностранным конкурентам именно в этой весовой категории. Зарубежные корпорации, имея огромные объемы производства и разветвленные форматы финансовой экспансии, предлагают своим потенциальным российским клиентам более удобные форматы сотрудничества – от поставок запчастей до аренды оборудования и техники.
Одним из узких мест большинства проектов оборонных предприятий является необходимость подготовки комплекта документов. Предприятия и их акционеры должны хорошо себе представлять гражданский рынок сбыта и условия работы на нем, осознавать конкурентные преимущества своего продукта, иметь четкую стратегию завоевания этого рынка. Именно такую стратегию должен представлять из себя адекватный бизнес-план. На вопрос – как возвращать займ – отвечает финансовая модель. Технические средства реализации проекта изложены в ТЗ. Согласно данным ФРП, у компаний военно-промышленного сектора большие трудности вызывает подготовка всех трех видов документов. Программа «Лизинговые проекты» направлена как раз на преодоление этих препятствий.
На сайте фонда размещена упрощенная финансовая модель с примером заполнения документов для участия в программе; шаблон технического задания; типовой бизнес-план.
Условный пример лизинговой сделки от ФРП на закупку современных станков выглядит следующим образом:
- При стоимости оборудования 100 млн рублей, авансовый заем от ФРП на 5 лет под 1% годовых составит 45 млн рублей. Всего 5 млн рублей предприятие вносит из собственного бюджета. Оставшиеся 50 млн дает лизинговая компания. В числе партнеров Фонда более 30 лизинговых компаний, готовых работать по представленной схеме.
Для сравнения лизинговые компании в условиях открытого рынка работают под 10-12-14% в зависимости от уровня кредитного риска. В программе ФРП эта ставка составит 1% для любых заемщиков. Причем ставка не меняется на всем горизонте реализации проекта. Какие-бы макроэкономические изменения не происходили, Фонд ее не повысит и не потребует досрочного возврата займа.
В Фонде предлагают и такую форму – как сочетание программ «Конверсия» и «Лизинг». Согласно расчетам ФРП, комбинация этих программ позволяет поднимать проекты с бюджетом более 2 млрд рублей. В таком случае доля собственных инвестиций заемщика составит порядка 12% от общего объема финансирования, а примерная средневзвешенная стоимость инвестиций из Фонда – 1,6 млрд рублей.
Чем ФРП лучше банка?
Роман Петруца, директор Фонда развития промышленности:
– Перечень обеспечения ФРП по своей структуре очень похож на банковский, однако подходы Фонда к оценке возможностей заемщиков являются более либеральными. Не такие высокие дисконты. Единственный момент, в котором предприятия несут расходы по работе с ФРП – это предоставление отчета об оценке движимого и недвижимого имущества (если такая форма требуется в качестве обеспечения).
Безусловным преимуществом ФРП перед любым коммерческим финансовым институтом является возможность проведения экспертизы проекта за счет средств Фонда. Этот сложнейший и высокозатратный этап выхода на конкурентный рынок – государство взяло на себя. Экспертиза проектов является одной из самых сложных задач ФРП. Есть ли потенциал импортозамещения у конкретного проекта? Соответствует ли предлагаемая технология современным тенденциям новизны? Объективные ответы на эти вопросы даются за счет средств Фонда. Для оценки поступающих заявок необходимо обладать огромным ресурсом профессиональных компетенций (особенно если речь идет о фармацевтике, микроэлектронике или специфических узких отраслях). В таких случаях комплексная экспертиза передается на аутсорс Фонду «Сколково», Российскому исследовательскому научно-консультационному центру, другим экспертным организациям. Для проведения финансово-экономической экспертизы ФРП имеет собственный пул аналитиков. Важно, что их ключевая функция – помочь финансовым службам предприятия-заемщика проверить стратегию реализации продукта, усовершенствовать расчеты ее эффективности.
Автор: Артур Королев
Комментариев пока нет