Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Элитные школы как средство геоэкономической борьбы

Минпросвещения России изучило потенциал классического образования в России
Элитные школы как средство геоэкономической борьбы
Теги: #Образование

Впервые за 20 лет государство проявило интерес к самобытным формам национальной школы. Госзаказ на проведение «Исследования мирового и отечественного опыта функционирования классических гимназий» довольно незаметное и не «дорогое» событие в системе закупок минпросвета, однако это очень важный шаг  с точки зрения становления гуманитарных ценностей государства под названием Российская Федерация. Редакции сетевого издания  «Цифровые Закупки» раньше других стали известны некоторые итоги проведенного исследования, которое завершилось в 2020 году.

Напомним,  нацпроектом «Образование» ставится задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российской школы и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. При помощи чего конкурировать? Вернее, какой продукт двигать?

На этот вопрос попробовали ответить участники итоговой научно-просветительской конференции «Классическая гимназия, как эталонный образ российской школы», которая состоялась 10 октября в Москве в Православном Свято-Тихоновском государственном университете.

Во всем мире специальные школы для подготовки талантливых учеников используются не только как эффективная модель образования, но еще и как интеллектуальный продукт, средство продвижения геополитических интересов. Другие государства очень эффективно пользуются этим механизмом. Их специальные школы – это развитые сетевые образовательные структуры, которые решают самые разные и сложные задачи –  от поддержки живущей за рубежом диаспоры  до вербовки гуманитарных и технических специалистов и реализации масштабных исторических проектов.

Британские интеллектуальные колонии

Самые яркие примеры международного продвижения своих образовательных продуктов лежат на виду. Например, знаменитые британские классические колледжи: в той или иной форме эта концепция воспроизводится во всех государствах англо-саксонского лагеря.

Наши западные партнеры опираются на собственную систему классических учебных заведений, очень хорошо брендированную и блестяще выстроенную с точки зрения зарабатывания денег и продвижения ценностей западной цивилизации. О том, что это действительно работает, свидетельствует тот факт, где именно российские олигархи и даже бизнесмены средней руки учат своих детей. Причем, интересный момент: помимо аутентичных коммерческих школ в Европе есть их клоны, которые не играют решающей роли – то есть не вводят детей, представителей российского капитала в управленческую и финансовую элиту западного мира, однако прекрасно зарабатывают деньги на одном только имидже европейской школы. Нельзя не заметить, что специальные школы успешно помогают выкачивать из периферийных стран и талантливых специалистов, особенно если речь идет о точных науках.

В помощь специальным школам придана и «тяжелая артиллерия» – некоммерческие организации и фонды. Например, заслуживает внимания такая организация как Британский Совет (British Council), призванная «развивать сотрудничество в области образования, культуры и искусства между Великобританией и другими странами», владеет офисами в 110 странах мира. Очевидно, что они занимаются не только продвижением английской литературы, но и распространением глобального англо-саксонского влияния. Не секрет, что именно в специальных школах выросла кадровая опора англо-саксонской дипломатии – дети из бывших британских колоний. Некоторые из них смогли в будущем возглавить эти страны. Сегодня многие влиятельные политики и бизнесмены хвастаются своим блестящим британским образованием. Также во многих странах высоким спросом и вниманием местных элит пользуются и американские лицеи.

Особого разговора заслуживают турецкие школы, ареалом распространения которых является весь тюркский мир (и не только). Единственной страной, которая не совершает активную культурную экспансию до сего дня,  остается Российская Федерация.

Не только турецкие помидоры

Турция, которая находится в сходных экономических условиях с РФ,   действует  в разы эффективнее. Турецкие лицеи открыты в более чем 140 странах мира. Они очень хорошо представлены на всем пространстве бывшего СССР. Преподавание ведется на английском и турецком, и, как говорят, в целом на весьма приличном уровне. До недавних пор около полусотни турецких школ действовало и в России, пока надзорные органы не усмотрели в них ущерб национальному имиджу и безопасности. Турецкие школы субсидируются за счет средств частных инвесторов и родителей. Талантливые дети получают шанс учиться бесплатно. В зоне геополитических интересов Анкары эти школы являются мощным средством формирования и воспитания протурецкой элиты и кадрового резерва для экономических проектов. Вместе с турецкими лицеями в страну заходит турецкий бизнес.

Внутри системы лицеев действует в своем роде турецкая конфедерация бизнесменов TUSKON, имеющая свои представительства в каждом турецком городе и за рубежом. Порядка 30 таких лицеев работает в Казахстане.

Увы, аналогичных российских учебных заведений в том же Казахстане не существует. Российские специальные школы не представлены даже в странах со значительной долей русскоязычного населения, в стане геополитических союзников: например,  в Белоруссии, Армении, Киргизии… Не говоря уже о государствах, где продолжается вытеснение и подавление русскоязычного меньшинства: на Украине и в Прибалтике.

Почему так происходит? Во многом,  из-за отсутствия соответствующего образовательного продукта, который бы русские могли продвигать за границей.

Эталонный продукт российской школы – что продавать?

Однажды своя сеть специальных школ была и у России, и она работала весьма эффективно. Система специальных школ существовала при дипломатических миссиях СССР в разных частях света. Ее антиподом  являлась аналогичная группа американских лицеев. В свете идеологического противостояния двух экономических мировоззрений это была достаточно яркая борьба за гуманитарные ценности на разных континентах. Причем, как свидетельствуют сами выпускники,  – качество знаний было на высоте. Конечно же, этим прекрасным классическим образованием пользовалась номенклатурная элита из стран Варшавского договора. Москва выращивала для себя дипломатических солдат. Сегодня группа спецшкол при посольствах Российской Федерации сохранилась в виде остаточных рудиментов, например, в Бухаресте, Вене, Женеве, Париже, Сеуле. Обучение в них ведется по российской программе на русском языке со стандартной сдачей ЕГЭ. Система русских «дипломатических» школ продолжает распадаться и сокращаться, при том, что высокий спрос на русское образование за рубежом есть.

Более того, у русской школы есть даже определенный имидж, который сложился естественным путем. У России за рубежом  существует стойкая позитивная репутация в таких областях, как информатика, спортивные танцы, гимнастика, музыка.

Русскоязычная жительница Сеула, ребенок которой учится в школе при посольстве РФ, пишет буквально следующее: «Российскую школу принято критиковать за бесконечные реформы и пресловутый ЕГЭ, однако она дает весьма качественное системное классическое образование, оставаясь наследницей той самой прусской гимназии, из которой когда-то выросли ее предшественники – школы Российской Империи и СССР. Она обладает достоинствами, которые в России пока мало осознают. Все это  делает ее мощным инструментом «мягкой силы» за рубежом». Также отмечают следующее: «Российская школа остается территорией, свободной от национальной дискриминации. Твоя этническая принадлежность здесь никого не интересует. Если ты уважаешь окружающих, готов соблюдать общие правила, не создаешь национальных банд и не пытаешься навязывать свою религию, тебя примут как своего».

Все это могло бы стать конкурентным преимуществом российской школы за рубежом, включая и относительно невысокую стоимость обучения. Так, например, ежегодная стоимость учебы в среднего уровня англоязычной школе Южной Кореи равняется стоимости хорошего автомобиля.

На роль российского международного образовательного продукта могла бы претендовать система спецшкол с четко оформленной идеологической составляющей. Причем, это не только российские «дипломатические» школы, деятельность которых сегодня протекает особняком и регулируется специальным отделом МИД РФ. Чужой опыт подсказывает, что международный образовательный продукт должен подпитываться мощным внутренним импульсом и опираться на самобытные образовательные традиции внутри самого государства. Получается: в России национальная идея была сгенерирована самим обществом.

Эталонным продуктом русского образования сегодня могут стать классические гимназии, возрождение которых продолжается в стране с начала 90-х годов. Многие из них выросли из обычных воскресных школ и добились значительных успехов в воспитании всесторонне развитых студентов, подготовленных к высшей школе и научной работе. Во многом, появление классических гимназий и классических методик обучения – это стихийный, а в чем-то даже «народный» процесс. Интуитивная инициатива российского общества.

Появление и развитие классических гимназий в регионах России свидетельствует: во-первых, о наличии запроса на среднее и общее образование повышенного качества среди населения России; во-вторых, о дефиците образовательных услуг для особо одаренных или особо мотивированных детей; в-третьих,  о стремлении части родительского сообщества создать более здоровую нравственную и информационную среду для своих детей (в том числе и методами частичной изоляции от «нездоровой» части социума). Наконец,  появление классических школ в регионах – это очевидный общественный сигнал о том, что общество не удовлетворено реформой образования, в частности, некоторыми инновационными акцентами этой реформы, например, ее системной ориентацией на западные методики, и таким образом, «голосует» за консервативные формы в образовании, учитывающие богатые отечественные традиции и опыт.

Автор: Андрей Троянский

27 октября 2020, 13:39
614
Теги: #Образование

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.